Нападение Третьего рейха на Советский Союз в июне 1941 года было настолько же неожиданным, насколько и вероломным. Поэтому подготовиться как следует Красной армии не удалось. И хотя сегодня мы знаем, что после первых неудачных для СССР лет войны РККА перехватила инициативу у немцев и гнала их до самого Берлина, это вовсе не означало, что военная промышленность страны советов поспевала за стремительно развивающимися боевыми действиями. Именно поэтому красноармейцам порой приходилось воевать на танках с...трещинами в броне.
Не все так гладко было в танковой промышленности СССР в 1941 году
Гитлеровский блицкриг застал военпром Советского Союза откровенно врасплох, что вылилось в серию неудачных операций на первом этапе войны. И дело было не только в скорости продвижения немецкой армии, но и в том, что нарастить необходимый на тот момент темп производства оружия и военной техники было попросту нереально.
Потери были колоссальными. /Фото: livejournal.com
Тогда-то и стало понятно, что единственным выходом из ситуации было пожертвовать качеством в угоду количеству. 15 января 1942 года на танковых заводах были снижены показатели качества на различных этапах производства.
Это же относилось и к оценке конечного продукта. Так, на конвейере лёгких танков проверялась каждая пятая машина, в случае средних и тяжёлых танков это делалось ещё реже - ревизии подвергалась каждая десятая единица.
Качеством пожертвовали ради количества. /Фото: t34inform.ru
Реакция не заставила себя ждать. Уже в мае 1942 года из танковых батальонов посыпались сообщения о трещинах в броне, полученных не так давно машин. Игнорировать подобные ситуации командование не могло, поэтому уже 5 июня было принято постановление «Об улучшении танков Т-34».
Параллельно Прокуратура начала расследование в отношении причин резкого снижения качества готовой продукции танковых заводов. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения технологического цикла производства и даже случаи хищения продуктов, выделенных для питания сотрудников предприятий. Рекордсменом по объёмам украденных ресурсов стал завод в Нижнем Тагиле.
Расследование выявило серьёзные проблемы. /Фото: chipmaker.ru
Дальнейшее расследование показало, что проблемы с качеством обнаруживаются ещё на этапе производства бронелистов. Во многом это связано с потерей Мариупольского завода, который оказался на оккупированной территории. Это предприятие было едва ли не единственным, которое способно выпускать бронелисты достаточно высокого качества.
Попытки адаптации других, доступных производств для производства нужного материала не были реализованы в должной степени. В первую очередь такая тенденция была обусловлена систематическим нарушением технологии обработки материалов.
Некачественный материал и ошибки при сборке стали причиной потери многих бронемашин. /Фото: livejournal.com
К концу расследования стало понятно, что виновных найти практически нереально - разные ведомства перекладывали вину за трещины в броне Т-34 на других. Поэтому командование сосредоточилось на исправлении столь плачевной ситуации.
Так, благодаря проведенным мероприятиям по улучшению качества производства бронетехники, в период с 1942 по 1944 год процент брака готовой продукции снизился почти втрое. Однако полностью избавиться от этой проблемы до конца войны советскому танкостроению так и не удалось.
В дополнение к теме: Почему в конце войны немецкие танки шли на фронт покрашенными в красный цвет