Первые годы существования Советского Союза оказались сложными. В частности, это относится и к ситуации с военной техникой. Вот и танков в не так давно созданной Красной Армии катастрофически не хватало. Одним из проектов, которые должны были пополнить бронетехническую мощь советских войск, была разработка разведывательной танкетки Т-17. Однако, он не только не пошел в серию, но и уступил свое «место под солнцем» иностранному конкуренту.
История Т-17 началась в рамках принятой 2 июня 1926 г. программы танкостроения, рассчитанной на три года. Согласно ее плану, на вооружение принималось два вида гусеничных боевых машин – танк сопровождения и «пулеметка сопровождения», то есть сверхлегкий танк с пулеметом, или танкетка. Была очерчена примерная себестоимость одной единицы: танка - 12000 рублей, танкетки – 6000 рублей. Изготовление первой партии бронемашин в 69 штук планировалось завершить к декабрю 1930 года.
Непосредственная разработка первой советской разведывательной танкетки была развернута с середины 1926 года на базе КБ ОАТ. Первый проект под названием «Лилипут» первоначально считался довольно перспективным, однако вмешался недостаток опыта и технические проблемы, связанные с воплощением образца в металле. Поэтому было принято решение преобразовать разработку - были скомбинированы элементы «Лилипута» и строящегося тогда же легкого танка Т-18. После доработки и защиты перед комиссией военных специалистов проект был одобрен и получил войсковой индекс Т-17.
Схема танкетки Т-17. /Фото: wikipedia.org
Проблемы начались практически сразу. Строительство опытного образца танкетки, начатое всего спустя месяц после утверждения проекта, в силу технических трудностей было завершено только осенью 1929 года. И корпус, и внутренние составляющие, вопреки внешней простоте, конструировали, опираясь на опыт Первой мировой и Гражданской войн.
Вооружение Т-17 сначала должно было быть представлено 6,5-мм пулеметом системы Федорова, но в ходе доработок его было решено заменить пехотным ДА калибра 7,62-мм. Кроме того, была создана версия танкетки с другим оружием - 37-мм короткоствольной пушкой, однако она так и осталась на бумаге.
Сложности в создании Т-17 начались буквально сразу. /Фото: alternathistory.com
С января 1930 года разработчики приступили к испытаниям опытного образца, которые продлились примерно месяц. В ходе проверок пробегом были не только найдены недостатки, но и выяснены преимущества Т-17 перед другими легкими танками, в частности, Т-18 - в этом случае танкетка имела лучшие ходовые характеристики. Весной проходила доработка, и уже в июне 1930 года была развернута новая серия испытаний.
Однако, несмотря на некоторое улучшение характеристик, общее состояние танкетки не устраивало ни разработчиков, ни комиссию. Так, например, критике подверглись ограниченные углы обстрела из пулемета и малая износостойкость резиновой гусеницы. Поэтому было принято решение разрабатывать и двухместный вариант Т-17.
Испытания выявили ряд недостатков. /Фото: aviarmor.net
Неудачи на испытаниях стали началом конца некогда перспективного проекта. Были также и другие обстоятельства: так, военные специалисты в конечном итоге перенесли свое внимание на программу по созданию другой танкетки под индексом Т-25, хотя и она осталась на бумаге. А вскоре военное руководство приняло решение отказаться от разработки бронетехники такого типа с нуля, а адаптировать изготовление иностранных коллег - британской Cadren-Loyd Mk.VI. Поэтому в том же 1930 годы было остановлено производство прототипов, а проект танкетки Т-17 окончательно закрыли.
У легких танков, так уж сложилось, была совсем не легкая доля - Сложная судьба лёгкого танка: почему спустя полвека забвения к нему вновь возвращается интерес