Общество RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    



Нелёгкая судьба небольших танков. / Фото: oruzhie.info

Нелёгкая судьба небольших танков. / Фото: oruzhie.info

За свою уже более чем столетнюю историю легкий танк успел поучаствовать в десятках битв, зарекомендовав себя как отличное вооружение, затем постепенно сдать свои позиции и едва не оказаться на задворках военной истории. Однако в последние годы эти небольшие машины вновь стали завоевывать внимание. И кто знает, может быть этот, когда-то весьма перспективный класс бронетехники, прошедший свой нелегкий путь, снова окажется на передовых позициях.


История легких танков началась в самом разгаре боевых действий во время Первой мировой войны. Бронетехника, которая была в составе европейских войск, была тяжелой, и командование армий Франции, Великобритании и Германии практически одновременно пришли к выводу, что более легкие машины на вооружении не помешают.

Одним из первых таких танков стал «Рено» FT из Франции, вскоре подтянулись англичане, выпустив «Уиппет». По ту сторону фронта тоже не отставали: Германия занялась разработкой сразу нескольких проектов легкой бронетехники, объединив их под общим названием «Ляйхте Кампфваген».

Танк Уиппет, Великобритания. /Фото: alternathistory.com

Танк Уиппет, Великобритания. /Фото: alternathistory.com

Оружие того времени еще не могло нанести серьезный урон боевым машинам, поэтому быстроходные и маневренные, хоть и со слабой броней, легкие танки успешно показали себя в полевых условиях Первой мировой войны и перспективы их выглядели довольно многообещающе. Поэтому весьма логично, что в межвоенное время этот класс бронетехники занял приоритетные позиции в вооружении большинства европейских армий. Это активно способствовало их развитию и совершенствованию.

Так, были сконструированы первые колесно-гусеничные машины, чья скорость уже была сравнима с той, которую могли развивать тогдашние автомобили. Изменилось и вооружение: вместо старых пулеметных орудий на танки устанавливались пушки. Такие изменения требовали усиления и самой защиты. Первый шаг на этом пути сделали французы, разработав легкие танки, оснащенные противоснарядной броней.

При всех достоинствах погрузка лёгкого танка была проблематичной. /Фото: alternathistory.com

При всех достоинствах погрузка лёгкого танка была проблематичной. /Фото: alternathistory.com

Однако даже столь быстрый прогресс не мог позволить этим машинам угнаться за ходом истории. Довольно скоро стало ясно, что легкие танки морально устаревают, а все последующие модернизации приводили к тому, что они уже относились к более тяжелому классу бронетехники. Те же модификации, которым удавалось оставаться в прежней «весовой категории», постепенно перестали быть достаточно защищенными от новых средств противотанковой обороны.

Во Вторую мировую войну большинство армий-участниц вошли еще с легкими танками на главных ролях. Однако по ходу боевых действий ситуация изменилась. Постепенно первую скрипку стали играть тяжелые машины, а их меньшие «коллеги», хоть и не пропали совсем, но стали вытесняться на периферию. При этом, новые модификации легких танков продолжали выпускать, в том числе в Советском союзе. Но машины эти использовались больше для разведки, чем для полноценных танковых боев.

Даже новый в то время советский Т-50 быстро устарел. /Фото: warhead.su

Даже новый в то время советский Т-50 быстро устарел. /Фото: warhead.su

Эта же тенденция сохранилась и после окончания Второй мировой войны. Простота в проектировании и более низкая себестоимость продолжала удерживать легкие танки на плаву, но уже как разведывательную технику. Кроме того, в странах третьего мира спрос именно на этот класс бронетехники был довольно высок. Сложный ландшафт большинства этих стран позволял успешно использовать лишь небольшие танки с хорошей проходимостью.

Лёгкий М24 успешно зарекомендовал себя во время событий в Корее. /Фото: warhead.su

Лёгкий М24 успешно зарекомендовал себя во время событий в Корее. /Фото: warhead.su

Так продолжалось до 1980-х годов, когда к легким танкам внезапно проснулась новая волна интереса. Объяснялось это, прежде всего, ситуацией в мире. Большинство масштабных войн, сотрясающих планету ранее, закончились. А потепление между сверхдержавами свело практически к нулю опасение о начале Третьей мировой. Место глобальных конфликтов все чаще стали занимать локальные столкновения в странах третьего мира. В таких условиях нужда в тяжелых танках попросту сошла на нет, а вот легкие танки были подходящей техникой для этих целей.

Хотя интерес к лёгким танкам повысился, перспективный Т-100 так и остался на бумаге. /Фото:wiki.wargaming.net

Хотя интерес к лёгким танкам повысился, перспективный Т-100 так и остался на бумаге. /Фото:wiki.wargaming.net

Окончание холодной войны лишь усилило внимание к небольшим машинам, которые постепенно отходили от приевшейся роли разведчиков. Теперь их стали рассматривать как технику, которая, в отличие от тяжелых танков, была способна быстро менять место дислокации, прикрывать огнем легкие силы и успешно противостоять современным машинам.

Cовременный Спрут-СД пользуется спросом. /Фото: popmech.ru

Cовременный Спрут-СД пользуется спросом. /Фото: popmech.ru

Сегодня легкие танки – это целый полигон для перспективных экспериментов. Их проходимость и маневренность, совершенствование вооружения и усиление обороноспособности позволяют утверждать, что этот класс бронетехники в недалеком будущем вновь сможет завоевать главные позиции в армии, как это было сто лет назад.

Лёгкие танки вдохновили Израиль на создание танка-робота. /Фото: isroe.co.il

Лёгкие танки вдохновили Израиль на создание танка-робота. /Фото: isroe.co.il


В дополнение к теме: Битва при Камбре: каким было сражение, в котором впервые использовались танки

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:


15909
29.08.2019 09:35
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё