Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0



Среди поставляемых на Украину вооружений от западных стран пока что отсутствуют боевые самолёты их собственной разработки, но никто не может сказать, когда эта ситуация изменится. Если раньше все старались обходить этот вопрос стороной, то сейчас риторика стремительно меняется. В списке самолётов на применение в зоне СВО много кандидатов, в частности, среди них есть и шведский JAS.39 «Грифон».


Обстоятельства появления на свет

Швейцарский истребитель./ Фото: iohotnik.ru

Швейцарский истребитель./ Фото: iohotnik.ru


В 1980-х годах швейцарские ВВС задумали обновление собственного технического парка, поскольку имевшиеся на вооружении истребители уже плохо отвечали современным требованиям. Правда, местное правительство никак не могло решить, разрабатывать ли собственные самолёты или же закупить их за рубежом, и при этом никто не собирался выделять слишком много средств ни на то, ни на другое. В итоге же остановились на своём истребителе и обратились в компанию SAAB, благо, на тот момент у неё был десяток уже готовых проектов самолётов разного типа, нужно было лишь выбрать подходящий и доработать в соответствии с текущими требованиями.

«Грифон» JAS.39А./ Фото: pinterest.com

«Грифон» JAS.39А./ Фото: pinterest.com


Всё это позволило оперативно завершить разработку и уже в 1988 году начать лётные испытания, но первый JAS.39 оказался «сырым» и разбился во время посадки уже в шестом полёте. Сказались особенности его конструкции. На доработку самолёта ушло ещё несколько лет, и второй прототип взлетел только в 1990 году, но его лётные характеристики оказались куда лучше расчётных. Правда, прошло ещё целых четыре года, пока разработчики модернизировали программное обеспечение и сам проект в целом из-за случившейся на авиашоу аварии, но в 1994 готовый «Грифон» JAS.39А поступил на вооружение.

Взлёт «Грифона»./ Фото: ot-vinta.org

Взлёт «Грифона»./ Фото: ot-vinta.org


Всего выпустили три серии истребителей JAS.39, и каждая новая была куда интереснее предыдущей. Последняя модернизация оказалась настолько хорошей, что руководство решило оставить на вооружении только её, а две предыдущие продать другим странам, желающих же оказалось на удивление много. Третья серия «Грифонов» обладала широкими возможностями и классифицировалась как поколение 4++. Истребители снабжались новейшей РЭБ HWS.39, которая была способна идентифицировать источники излучения и определять их координаты; собственной системой радиоэлектронного подавления; детекторами лазерного излучения; буксируемой радиолокационной мишенью, способной имитировать самолёт, и прочей современной техникой.

Цельноповоротное переднее оперение./ Фото: topwar.ru

Цельноповоротное переднее оперение./ Фото: topwar.ru


Самое интересное, что Швеция решила базировать истребители не централизовано, чтобы не превратить их в лёгкую мишень для ракет. Вместо этого самолёты разместили на так называемых шоссейных аэродромах. Это небольшие площадки, где техника обслуживается и хранится в боеспособном состоянии. Из-за такого типа базирования самолёты приобрели ещё одну особенность: они могут взлетать с ВВП ограниченной длины.

«Грифон» - истребитель с единственным двигателем./ Фото: mavink.com

«Грифон» - истребитель с единственным двигателем./ Фото: mavink.com


В «Грифоны» также интегрирована система для боевого взаимодействия. С её помощью четыре самолёта могут напрямую обмениваться тактической информацией, и её же в режиме реального времени могут получать другие истребители и операторы на земле, правда, без двухстороннего обмена. При этом расстояние между связанными таким образом самолётами может составлять до 500 километров.

Системы вооружения

Вооружение «Грифона»./ Фото: mavink.com

Вооружение «Грифона»./ Фото: mavink.com


«Грифон» – лёгкий самолёт, поэтому всё его боевое оснащение ориентировано на сравнительно небольшой радиус действия. Артиллерийская установка представлена 27-миллиметровой пушкой Mauser ВК27, которая является частью большой системы, состоящей из РЛС, автопилота и системы прицеливания. Корректировка огня происходит автоматически, а при необходимости подключается автопилот, удерживающий самолёт на нужной траектории для более точной стрельбы. Также имеется десяток узлов для подвесного вооружения.

Подвесное вооружение./ Фото: pinterest.com

Подвесное вооружение./ Фото: pinterest.com


Истребитель может нести на себе управляемые ракеты, реактивные снаряды, планирующие боеприпасы с кассетной начинкой, противокорабельные ракеты и корректируемые авиабомбы. В совокупности всё это представляет собой неплохой набор для поражения живой силы противника, бронированной и небронированной техники, а также кораблей водоизмещением до 5 тысяч тонн. Кроме всего прочего, «Грифон» можно оснастить весьма неприятными крылатыми ракетами, к примеру, теми же самыми «Таурусами» с радиусом действия до 350 километров. Благодаря такому арсеналу и техническому оснащению, JAS.39 может выполнять самые разные задачи.

JAS.39 Gripen./ Фото: warthunder.com

JAS.39 Gripen./ Фото: warthunder.com


Впрочем, эффективность возможного применения JAS.39 Gripen на полях СВО очень сильно зависит от версии самолёта и его оснащения, которого окажется не жалко, чтобы сделать из него потенциальную жертву российского ПВО. К тому же имеется один важный нюанс – небольшой по сравнению с отечественными истребителями радиус действия. «Грифоны» разрабатывались для прикрытия определённой местности, а не для дальних полётов, поэтому они и базируются на распределённых площадках. Скорее, они выполняют роль перехватчика. Сложно сказать, как это может повлиять на эффективность его применения в настоящих условиях, но наверняка здесь будут свои нюансы.

Как бы то ни было, «Грифон» – очень дорогая игрушка, его разработка, производство и эксплуатация обходится швейцарцам в астрономическую сумму.


Обратите внимание:







1440
23.09.2023 12:33
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё