Уже во время Второй мировой войны стало очевидным, что реактивные двигатели полностью изменят авиастроение, как военное, так и гражданское. В Советском Союзе уже в 1950-х годах процесс создания авиации нового типа шёл полным ходом, правда, для полноценной работы специалистам явно не хватало знаний и опыта в этой области. Именно поэтому в конце 1950-х годов по распоряжению Генерального штаба были начаты масштабные исследовательские работы в области сверхзвуковых самолётов.
Быстрее звука
Проект бомбардировщика ДСБ-ЛК./ Фото: aviadejavu.ru
Реактивный двигатель стал настоящим прорывом в самолётостроении. С его помощью можно было разогнать самолёт до скоростей, о которых раньше не могли даже мечтать. Большая скорость давала серьёзные преимущества военным самолётам, поэтому конструкторы усиленно занимались совершенствованием двигателей и наращиванием их характеристик. Вот только по достижении звукового барьера ситуация резко изменилась. Самолёт, построенный по современным на тот момент стандартам, здесь оказался совершенно бесполезным.
Чертёж ДСБ-ЛК./ Фото: laifhak.ru
Для достижения подобных скоростей конструкцию самолёта требовалось радикально менять, к тому же на сверхзвуке сам воздух превращался в серьёзное препятствие. Самолёту приходилось буквально продавливать атмосферу, что вызывало большие проблемы с перегревом и вибрацией. Для решения всех сопутствующих проблем требовались усилия множества специалистов, поэтому в конце 1950-х годов советское командование запустило среди институтов и КБ новый проект, направленный на развитие собственной сверхзвуковой авиации.
Перспективный бомбардировщик
Проектный эскиз ДСБ-ЛК./ Фото: livejournal.com
Правда, командование не планировало создавать сверхзвуковой самолёт, ему требовалась лишь принципиально новая концепция и свежие технические решения. Свою долю получили и ленинградские специалисты из ЛКВВИА им. Можайского. Его сотрудники занимались проектами сразу трёх самолётов: гидроплана, самолёта-амфибии и бомбардировщика, но требования к ним были очень расплывчатыми. Конкретных условий было немного, например, взлётная масса должна была находиться в пределах 150-500 тонн, а скорость – 2-4 Маха. При этом самолёт должен был нести от 5 до 15 тонн боевой нагрузки.
Стратегический бомбардировщик ДСБ-ЛК./ Фото: mirtesen.ru
Самым удачным их проектом стал стратегический бомбардировщик, который впоследствии назвали ДСБ-ЛК. В него вложили несколько очень интересных решений, которые впоследствии нашли отражение в реальных проектах. К примеру, его создавали по типу «летающее крыло», чтобы увеличить подъёмную силу, снизить расход топлива и повысить радиус действия.
Перспективный самолёт ДСБ-ЛК./ Фото: military-stuff.org
Неординарный самолёт имел расчётную длину около 52 метров и размах крыльев 38 метров. При этом его взлётная масса составляла 280 тонн. В движение ДСБ-ЛК должен был приводиться шестью реактивными двигателями, разделённых на две мотогондолы, а их суммарная тяга составляла 60 000 кгс. Согласно проведённым расчётам, бомбардировщик должен был развивать крейсерскую скорость 2,8 Маха.
Бомбардировщик ДСБ-ЛК./ Фото: alternathistory.ru
В средней части конструкторы расположили грузовой отсек, в котором можно было разместить до 15 тонн вооружений: крылатых ракет и баллистических снарядов. В качестве дополнительного оружия на ДСБ-ЛК планировалось установить пару пулемётов и ракеты «воздух-воздух». Последним этапом работ над перспективным бомбардировщиком стало создание его эскизов, воплощать этот проект в жизнь никто не собирался.
Созданные отечественными конструкторами бомбардировщики могут похвастаться впечатляющими достижениями и поспорить с зарубежными аналогами.