Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Когда кто-нибудь из граждан произносит заветное слово «авианосец», большинство людей сразу же вспоминает про военно-морской флот и военно-воздушные силы Соединенных Штатов Америки. На сегодняшний день именно США являются хозяевами наибольшего числа таких судов. Куда интереснее то, что со времен холодной войны американское военное руководство окончательно приняло решение о переходе к классу гигантских кораблей под стать атомного USS Enterprise.

1. Зачем американцам нужно столько авианосцев?


Американцы быстро смекнули, что главное - это флот. |Фото: alternathistory.com.

Американцы быстро смекнули, что главное - это флот. |Фото: alternathistory.com.


Эх, были же когда-то «добрые» времена: только-только разгромили Наполеона Бонапарта, «загнивающая Европа» еще не загнила насовсем, «проклятый царизм» еще не успел стать окончательно проклятым, а молодые Соединенные Штаты Америки не лезли в дела других стран. И было это, когда за окном стояли 1820-е годы. Правда, продолжалось совсем не долго. 40 лет минуло с тех пор, как США добились независимости от британской Короны. В Америке у власти тогда был президент Джеймс Монро, государственным секретарем которого был Джон Куинси Адамс. Так вот этот умный и хитрый мужик придумал штуку, которую в последствии назовут по имени президента: «Доктрина Монро», хотя куда правильнее было бы назвать ее «Доктриной Куинси Адамса».

Президент Монро. |Фото: YouTube.

Президент Монро. |Фото: YouTube.


В чем суть? В 1822 году в славном городе Верона собрались представители Священного союза: консервативной политической организации, выступавшей за сохранение монархий в Европе и недопущения буржуазных революций в Старом Свете. Парламент захотели, ишь чего! Может еще и лошадям избирательные права раздадите?! Так вот, на Веронском конгрессе Россия, Австрия и Пруссия подбивали Францию на нехорошее: выступить против испанской революции, начать интервенцию и реставрировать в стране старую-добрую феодальную монархию.

При этом Россия, Австрия и Пруссия обсуждали вопрос о том, что реставрацию испанского владычества стоит распространить и на заморские владения этой старой европейской державы. Другими словами, предлагалось «вернуть на испанскую Родину» латиноамериканские колонии, которые успели уже «понапридумывать» себе всяких там независимостей, государственностей и суверенитетов от заморской центральной власти.

Америке не нравились устремления Священного союза. |Фото: madskillsvocabulary.com.

Америке не нравились устремления Священного союза. |Фото: madskillsvocabulary.com.


Не будем уходить в дебри и перейдет к главному. Все это обсуждение о гипотетическом возвращении «испанского сапога» в Новый Свет очень не понравилось американцам. Почему? Потому что деньги, шеф! Огромные деньги! Поэтому они сразу же «снюхались» с англичанами, которые были против Священного союза, так как планы России, Австрии и Пруссии потенциально подрывали невероятно выгодную морскую торговлю Великобритании. Ирония в том, что буквально в 1815 году Англия и США закончили очередную войну… Но, когда речь заходит об экономических интересах, все остальное становится неважно.

В итоге американцы придумали ту самую «Доктрину Монро», поделив планету на сферу американских интересов (Новый Свет) и сферу европейских интересов (все остальное). При этом США официально заявили, что не будут вмешиваться в ход латиноамериканских революций и восстаний за независимость от колониального гнета. В то же время США предупредили Австрию, Пруссию и, конечно же, главную скрипку Священного союза – Россию, что любое вмешательство государств Европы в латиноамериканские дела будет расцениваться США как нарушение уже их интересов.

В 20 веке авианосцы заняли нишу линкоров 18 века. |Фото: m.fishki.net.

В 20 веке авианосцы заняли нишу линкоров 18 века. |Фото: m.fishki.net.


Не далеко ли мы ушли от авианосцев? Нет! Вопрос: как США могут контролировать Новый Свет. Ответ: только имея мощный флот. Собственно, в этом американцы убедились еще во времена войны за независимость, а также во время Англо-американской войны 1812-1815 годов. Так с тех пор и повелось, что американские вооруженные силы – это в первую очередь не армия, а флот и корпус морской пехоты. И стоит ли говорить, что после принятия доктрины Монро сразу же «понеслось»? Сначала отгрызли кусок у Мексики, потом поставили под каблук Самоа, следом Кубу. Закончилось распространение демократии в XIX веке на Филиппинах. И во всех этих кампаниях (кроме Мексики) главную скрипку играл флот. Собственно, с тех пор мало поменялось. Разве что парусники и пароходы уступили место сначала дизельным, а потом и атомным судам. И если в парусную эпоху «оружием победы» были какие-нибудь линейные корабли, то в середине XX века ими стали авианосцы.

2. Почему американцы строят только огромные атомные авианосцы?



Авианосцев у США было много и разных. |Фото: yaplakal.com.

Авианосцев у США было много и разных. |Фото: yaplakal.com.


Можно подумать, что в этом есть что-то фрейдистское. Но на самом деле нет. Если и есть «правильный капитализм», то он, конечно же, в Америке. И уж что-то, а деньги считать американцы умеют. Когда была «империя зла» в лице Советского Союза, и шла холодная война между блоками, то оборонные бюджеты текли рекой. Можно было не только дачу в когда-то мексиканском Техасе себе отгрохать, но строить на верфях все, что душе вашей милитаристской будет угодно. Налогоплательщики платят за все, гуляем, мужики! Наверное так кричали в Пентагоне, разбрасывая «вечнозеленые» в разные стороны.

Но вот пришли 1980-е. А там и первый серьезный кризис. И в общем денег стало как-то меньше… А потом еще и Советский Союз развалился. И вот, в 1990-е годы в Конгрессе стали недвусмысленно намекать: мы теперь самые главные на планете, все едят в Макдональдсах и покупают доллары в обменниках – зачем нам все это стальное безобразие ценой в миллиарды? И на флоте серьезно перепугались, ведь в XIX веке у Америки уже был нехороший прецедент, когда Конгресс просто взял и едва ли не распустил военный флот страны полностью…

Один огромный выгоднее пары мелких. ¦Фото: Twitter.

Один огромный выгоднее пары мелких. ¦Фото: Twitter.


Потому из соображений экономической рентабельности США окончательно пришли к идее о том, что лучше сделать один огромный авианосец с большим количеством самолетов, чем много маленьких. Конечно, у каждого из двух вариантов есть свои преимущества. Например, в годы войны у США были как крупные ударные авианосцы, так и достаточно мелкие, использовавшиеся главным образом для сопровождения. Но к концу XX века такой подход был слишком дорогим. Ведь авианосец не только дорог сам по себе. На 2 авианосца нужно в два раза больше персонала. Кадры нужно учить, кадрам нужно платить жалование. Авианосцы нужно чем-то заправлять.

А самое главное, что двум авианосцам нужно в ДВА РАЗА БОЛЬШЕ кораблей сопровождения, которые тоже стоят немало. В общем Америка – это очень богатая страна, но все-таки не настолько. Поэтому в случае с авианосцами один крутой лучше и выгоднее, чем два маленьких. Тем более, что гигантский атомный авианосец несет в 2.5-3 раза больше самолетов, чем авианосцы меньших классов.

Конечно, в США все еще остаются авианесущие корабли меньших классов. Но все они наследие холодной войны, которое равно или поздно отправится или на металлолом, или на работу в качестве музейного экспоната. Заменять малые корабли США намерены столько классом суперавианосцев. Во всяком случае пока.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про «Джеральд Форд»: почему новый американский авианосец «сыплется» как старый советский автомобиль.


Обратите внимание:







16875
20.09.2022 18:12
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё