В отечественной традиции самолеты называют по имени конструкторского бюро, а они в свою очередь носят названия от имен и фамилий известных отечественных конструкторов. Поэтому фамилия Сухой, Микоян, Гуревич, Миль, Камов – знает вся страна. При этом из внимания как-то сам собой ускользает тот факт, что над созданием такой сложно техники как самолеты и вертолеты в действительности работали десятки и сотни инженеров. Их фамилии широкой публике не известны. И хотя такое положение дел абсолютно закономерно, подобная несправедливость особенна обидна в отношении конструкторов двигателей.
Самолет МиГ-31. |Фото: nyafoto.ru.
В 1975 году первый полет совершил новый советский сверхзвуковой высотный всепогодный двухместный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Эта машина стала первым советским самолетом IV поколения. Работать 31-ый может практически в любых условиях, на самых разных высотах и справляется с самыми разными целями. Действовать советский «упрямец» способен даже в условиях применения противником активных и пассивных радиопомех. Четыре таких самолета способны удерживать воздушное пространство протяженностью до 1 100 км по фронту. Сразу после появления МиГ-31 в составе ПВО Советского союза носили статус сил специального назначения (спецназа).
Главное в самолете - двигатель. |Фото: mycity-military.com.
В эксплуатацию 31-ый пошел в 1981 году и используется ВВС России и Казахстана по сей день. Производили самолеты до 1994 года. В общей сложности за годы советской власти успели наклепать 519 таких. На этапе создания за конструкцию МиГ-31 отвечали такие инженеры, как А. А. Чумаченко, А. Б. Аносович, Г. Е. Лозино-Лозинский и К. К. Васильченко. Были, конечно же, и десятки других фамилий. Среди прочих отдельно упоминания заслуживает Павел Александрович Соловьев. Над самим самолетом МиГ-31 он не работал. Однако, в контексте 31-го его нельзя не упомянуть, так как именно он разработал ту штуку, без которой (во многом) МиГ-31 был бы не возможен – двигатель Д-30Ф6.
Павел Соловьев. |Фото: gorkilib.ru.
История создания турбореактивного, 2-контурного, 2-вального двигателя Д-30Ф6 с общей форсажной камерой и регулируемым соплом восходит к середине 1960-х годов. Именно тогда в США стали появляться крылатые ракеты. Принципиально новый вид оружия мог двигаться на высокой скорости на сверхмалой высоте, огибая рельеф Земли. Тогда же в США стали появляться и новые самолеты: стратегические бомбардировщики следующих поколений и высотные высокоскоростные самолеты-разведчики. Для поражения всех этих целей и защиты воздушного пространства страны Советскому Союзу требовался нетривиальный самолет. Им в последствии и станет уже упомянутый в начале МиГ-31. И как несложно догадаться, нетривиальному самолету требовался не менее нетривиальный двигатель!
Многие не верили, что такой двигатель возможен. |Фото: mini-koleso.ru.
Разработку такой установки поручили Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро (МКБ), в котором и трудился Павел Соловьев. Занявшись двигателем, конструктор предложил использовать 2-контурную схему с форсажной камерой со смешиванием потоков разных контуров. На начальном этапе разработки у такой схемы была масса противников, так как ничего подобного ранее не конструировалось. Некоторые и вовсе сомневались, что идеи Соловьева удастся реализовать на практике. Однако, Соловьев, взявший за основу своего двигателя созданную еще в 1939 году схему ТРДД Люлькина, все-таки смог заставить работать внешний контур на высоких скоростях. После серии испытаний в 1970 году стало окончательно понятно, что схема Соловьева работает, и МКБ приступило к разработке Д-30Ф6 уже для нового самолета-перехватчика.
Один из лучших двигателей. ¦Фото: wikimedia.org.
Первый самолет с созданным Соловьевым Д-30Ф6 поднялся в воздух в 1975 году. А уже в 1978 было принято решение о принятии новых установок в эксплуатацию. Двигатель Павла Александровича получил во многом уникальные высотно-скоростные характеристики. Самолет с Д-30Ф6 может развивать скорость у земли до 1 500 км/ч и на высоте до 3 000 км/ч. На форсаже тяга установки достигает 15 500 кгс. Двигатель имеет модульную конструкцию, что облегчает его ремонт и обслуживание. За десятилетия эксплуатации установка Д-30Ф6 зарекомендовала себя не только как мощный, но и как крайне надежный и экономичный агрегат. Авиационный двигатель Соловьева позволяет самолету не только достигать высоких скоростей, но и осуществлять длительное барражирование в воздухе на дозвуковой скорости с целью патрулирования или ожидания. Без преувеличения можно сказать, что на сегодняшний день Д-30Ф6 остается одной из самых интересных авиационных установок.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про скоро Россия получит опытный образец истребителя VI поколения: на что будет способен новый МиГ-41.