Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    

Наиболее компактный советский автомобиль-амфибия. | Фото: upload.wikimedia.org.

Наиболее компактный советский автомобиль-амфибия. | Фото: upload.wikimedia.org.


Современного человека сложно удивить автомобилем или моторной лодкой. А вот машины, умеющие как ездить, так и держаться на воде, напротив, всегда вызывают неподдельный интерес. Так называемые «амфибии» массово выпускались в СССР, а покататься на подобной технике могли… воины Советской армии. Подробнее об этих интереснейших машинах отечественной постройки, привлекательных и сегодня, смотрите в нашем обзоре.

Техника ленд-лиза



Американская амфибия DUKW-353 могла передвигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. | Фото: soviethammer.blogspot.com.

Американская амфибия DUKW-353 могла передвигаться по воде со скоростью до 10 км/ч. | Фото: soviethammer.blogspot.com.


В СССР машины-амфибии впервые массово появились в годы Великой Отечественной войны, а их первыми водителями стали солдаты Красной армии. В наши войска попали несколько тысяч небольших Ford GPA, а также более пятисот тяжелых трехосных DUKW-353. Американская ленд-лизовская техника использовалась по прямому назначению на пути к Берлину. Обе модели отлично себя проявили при форсировании рек и озер.



ЗИЛ-485 / БАВ



Советская тяжелая амфибия ЗИС-485 БАВ. | Фото: gvtm.ru.

Советская тяжелая амфибия ЗИС-485 БАВ. | Фото: gvtm.ru.


Боевой опыт применения водоплавающих машин в СССР в 1943-1945 гг. показал, что такие машины нужны в Красной армии в больших количествах. Именно поэтому ведущим автомобильным предприятиям было поручено разработать отечественные модели, опираясь на проверенные временем американские образцы.

Прототип 3-осной машины был спроектирован на Днепропетровском автомобильном заводе ДАЗ (ныне производитель космической техники «Южмаш»), но выпускалась она в-основном на московском ЗИЛе. В конструкции амфибии, названной БАВ, т.е. «большой автомобиль водоплавающий», использованы узлы от отечественных грузовиков и бронетехники. Машина действительно получилась очень большой: 9,54 метров длиной, 2,48 м шириной, а вес превышает 7,4 тонны. БАВ вмещает до 28 человек или 2,5-3 тонны груза.

БАВ выходит из воды. | Фото: aralex.ru.

БАВ выходит из воды. | Фото: aralex.ru.

Траулер-амфибия УРОМ-2 создана для нужд советских рыболовов. | Фото: topwar.ru.

Траулер-амфибия УРОМ-2 создана для нужд советских рыболовов. | Фото: topwar.ru.


Привод от 5,55-литрового бензинового двигателя через девять карданных валов передается на все три оси, на водяной винт и даже на лебедку. Фактически, БАВ-485, также известный как ЗИЛ-485, был полноприводным грузовиком, который мог полноценно плавать со скоростью до 10 км/ч. На борту находились такие типично морские предметы, как спасательный круг, якорь, компас, багор. По заказу рыболовных флотилий даже выпускалась версия траулера-амфибии. Но основной задачей БАВ все же оставалась служба в инженерных частях Советской армии. Машина выпускалась до 1962 года, но находилась на вооружении стран Варшавского договора вплоть до распада СССР.



ГАЗ-46 / МАВ



МАВ - легкая, маневренная и быстрая амфибия Красной армии. | Фото: topwar.ru.

МАВ - легкая, маневренная и быстрая амфибия Красной армии. | Фото: topwar.ru.


«МАВ» - это аббревиатура, которая означает «малый автомобиль водоплавающий». Внешне машина напоминает Ford GPA, но внутри плавучего корпуса скрываются агрегаты внедорожника ГАЗ-69 и двигатель от ГАЗ-М20 «Победа». Амфибия рассчитана на перевозку 5 человек или 500 кг груза. Обычно ее применяли для разведки, а также в понтонных и десантных подразделениях.

Амфибия МАВ выпускалась в Нижнем Новгороде и в Ульяновске с 1953 по 1958 гг. | Фото: abw.by.

Амфибия МАВ выпускалась в Нижнем Новгороде и в Ульяновске с 1953 по 1958 гг. | Фото: abw.by.


К-61



Гусеничный транспортер-амфибия К-61. | Фото: interesniy-kiev.livejournal.com.

Гусеничный транспортер-амфибия К-61. | Фото: interesniy-kiev.livejournal.com.


Одновременно с выпуском предыдущих моделей в СССР разрабатывались и амфибии оригинальных конструкций. Так, на Крюковском вагоностроительном заводе в Кременчуге был спроектирован и в 1950 году пущен в производство гусеничный транспортер К-61. Машина получилась довольно медленной, но очень проходимой, что критически важно для десантирования через водные преграды.

9-метровая амфибия шириной 3,1 м массой 9 тонн могла за раз перевезти крупнокалиберное орудие или грузовик или 40 человек десанта. Транспортер применялся не только в Советской армии, но также в странах Восточного блока, Египте, Сирии, Индонезии.

Видны гребные винты транспортера К-61. | Фото: youtube.com.

Видны гребные винты транспортера К-61. | Фото: youtube.com.


ЛуАЗ-967 / ТПК



ЛуАЗ-967 рассчитан на перевозку двух раненых. | Фото: autocentre.ua.

ЛуАЗ-967 рассчитан на перевозку двух раненых. | Фото: autocentre.ua.


Компактный внедорожник-амфибия спроектирован в конце 1950-х годов специально для войск ВДВ, которым требовался транспортер переднего края (ТПК), а именно, машина, на которой можно подвозить боеприпасы, эвакуировать раненых, буксировать легкое орудие. Имеющийся на вооружении МАВ оказался слишком большим для таких задач.

Новая машина-амфибия была настолько компактной, что привод осуществлялся от двигателя «Запорожца». А водитель, чтобы «слиться» с местностью, мог управлять лежа благодаря рулевой колонке специальной конструкции. Чтобы облегчить конструкцию, проектировщики не стали делать отдельный гребной винт. Машина двигается на плаву за счет вращения колес.

ТПК серийно выпускались на Луцком автозаводе вплоть до 1989 года, а сейчас многие из этих машин служат «на гражданке», как экономичный транспорт для рыболовов и охотников.



ПТС



Плавающие транспортеры-амфибии ПТС-2 выпускались еще при СССР, но служат до сих пор. | Фото: ru.wikipedia.org.

Плавающие транспортеры-амфибии ПТС-2 выпускались еще при СССР, но служат до сих пор. | Фото: ru.wikipedia.org.


Дальнейшей разработкой амфибии К-61 стали машины серии ПТС («плавающий транспортер средний»). Первая модель появилась в 1961 году и была сконструирована на основе агрегатов серийных танков. Экипаж гусеничной машины составляет всего 2 человека, зато она может брать на борт до 75 десантников, до 10 тонн груза на воде или 5 тонн на суше.

Машины ПТС, ПТС-М, ПТС-2, ПТС-3, ПТС-4 сменяли друг друга, постоянно модернизируясь, они выпускаются до сих пор. Эти амфибии состоят на вооружении российской армии, а также многих стран бывшего Соцблока и Ближнего Востока.



Бронетехника



Морские пехотинцы десантируются с БРДМ-2. | Фото: автогурман.com.

Морские пехотинцы десантируются с БРДМ-2. | Фото: автогурман.com.


Кому-то может показаться невероятным, что тяжелые бронированные машины также способны держаться на воде. А ведь в послевоенные годы в СССР было создано немало образцов боевой техники, которая может считаться амфибийной. Это небольшая разведывательная машина БРДМ с водометным движителем, гусеничный транспортер МТ-ЛБ, боевая машина десанта БМД, боевая машина пехоты БМП, плавающий танк ПТ-76, бронетранспортеры БТР различных модификаций.



Между прочим, машины-амфибии – то не только военный транспорт, но также и «палатки на воде», идеальный вариант для заядлых рыбаков.


Обратите внимание:







16660
19.09.2018 14:29
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё