Начало Великой Отечественной войны оказалось катастрофическим для Красной армии. Только благодаря упорству советских воинов удалось не допустить полной блокады Ленинграда и тотального уничтожения армии на подходах к Москве. И хотя план Барбаросса к концу зимы был полностью провален, положение на фронте оставалось крайне сложным. В итоге 28 июля 1942 года издается приказ №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», который в народную память вошел просто как «Ни шагу назад!».
Зима 1941 года была сложной. |Фото: kolomnagrad.ru.
Приказ №227 был направлен на укрепление дисциплины в войсках и, по сути, стал дальнейшим развитием приказа №270 от 16 августа 1941 года «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия». Новое распоряжение запрещало отход с позиций без приказа, а также вводило в Красную армию штрафные подразделения. Это были отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и штрафные роты в составе армий. В первые преимущественно направлялись офицеры и сержанты. Во вторые направляли главным образом простых солдат. Зачастую штрафные подразделения приравнивались к ударным штурмовым частям и забрасывались на самые сложные участки фронта. Также приказ №227 вводил в составы армий заградительные отряды, которые должны были заниматься поиском дезертиров и немецких диверсантов в тылу армии. Можно сказать, что заградительные отряды Красной армии были советской военной полицией.
Лето 1942 года было еще сложнее. |Фото: bravo-voronezh.ru.
Попадали в штрафные части после военного трибунала за самые разные преступления, начиная от разнообразных нарушений воинской дисциплины (от пьянки и мордобоя до дезертирства), закачивая тяжкими уголовными преступлениями, совершенными как намеренно, так и в результате допущения преступной халатности. Для красноармейцев-преступников недели или месяцы в штрафных ротах стали альтернативой многолетней посадке в лагерь, тюрьму или даже смертной казни. Впрочем, за самые тяжкие преступления, как умышленное убийство, грабеж или изнасилование, военные трибуналы (особенно в конце войны) предпочитали все-таки или сажать, или даже казнить.
Было решено ввести штрафные подразделения. |Фото: roscongress.org.
Отправка в штрафной батальон отнюдь не была билетом в один конец для провинившихся красноармейцев. Однако, потери штрафных формирований действительно могли быть очень тяжелыми, особенно в ходе наступательных операций. К слову, этот факт никогда не скрывался. На территории бывшего СССР все еще есть немало братских могил с памятниками, на которых указано, что покоятся здесь именно штрафники из такого-то подразделения. Стоят эти братские могилы со времен войны. Однако, могила была не единственным билетом на выход из штрафбата. Отслужив весь срок, отличившись в бою или получив ранение (смыв кровью), красноармеец восстанавливался в правах и возвращался в обычное подразделение.
Черные бушлаты идут в бой. |Фото: 100.iz.ru.
Совершенно очевидно, что на момент 8 мая 1945 года по берлинскому времени в Красной армии все еще оставались штрафные подразделения. Что же случилось с осужденными за воинские преступления после оглашения победы в Москве 9 мая? Неужели все они поехали отбывать остатки сроков в лагеря и тюрьмы? На самом деле нет. В первые месяцы после войны бойцы штрафбатов оставались в составе действующей армии. Ведь на тот момент война все еще не кончилась... В августе 1945 года Красной армии и армии Монгольской Народной Республики еще предстоит разгромить Квантунскую армию Японии, поставив таким образом точку не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Впрочем, это другая история.
Летом 1945 всех амнистировали и демобилизовали. ¦Фото: livejournal.com.
Что же до штрафников, то их всех амнистировали вне зависимости от срока нахождения в подразделении. 7 июля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Под амнистию попали люди, осужденные по статьям с наказанием до 3 лет, осужденные в годы войны за самовольный уход с оборонных предприятий, военнослужащие осужденные с отсрочкой исполнения приговора, а также некоторые другие категории. Отпустили не всех, однако для многих из осужденных на большие сроки было разрешено скостить наказание. Также указ предписывал снять с ряда граждан судимости. Не распространялось постановление только на уголовников-рецидивистов по тяжелым насильственным статьям. А спустя 21 день – 28 июля 1945 года Нарком обороны Советского Союза выпустил уточнение к указу от 7 июля, в котором говорилось о том, что все штрафники Красной армии также подлежат амнистии. После этого бойцы были восстановлены в обычных формированиях и демобилизованы.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что такое «Банда Рокоссовского»: за что немецкая пропаганда нарекла таким прозвищем 8-ой ОШБ.