В конце 90-х в России захотели создать мощный истребитель Су-47 «Беркут». Он был очень популярен в СМИ наравне с вертолетом Ка-50 и Т-90. Многие профессиональные эксперты авансом выдали истребителю много похвал. Пиар истребителя был настолько хорош, что западные страны даже ставили Су-47 в компьютерные игры, где он выглядел серьёзным оружием. Но единственный экземпляр «Беркута» стал последним. Почему же так произошло?
«Беркут» в полете / Фото: russianplanes.net
Сначала нужно обратиться к КОС. Эта аббревиатура означает Крыло Обратной Стреловидности. Если его сравнивать с традиционным крылом, то можно увидеть, что КОС намного лучше может обеспечить управляемость на малой скорости. Также КОС повышает характеристики самолета при его взлете и посадке.
Эксперименты с таким крылом проводили еще в Германии. Тогда крыло установили на два реактивных бомбардировщика под названием Junkers Ju-287. Оба самолета в то время достались Советскому Союзу.
Профессиональные советские инженеры тщательно обследовали самолет. Преимуществ не нашли, но зато недостатков было много. Они отмечали, что с крылом вырастала вероятность неустойчивого положения самолета при увеличении скорости. Чуть позднее за тему этих исследований взялись и американские специалисты. Они брали для опыта самолеты на базе F-5 и F-16. В итоге у них получился самолет под названием Х-29.
Электро-дистанционная система управления, которая состояла из трех компьютеров, должна была помочь в решении проблемы со статической устойчивостью самолета. Но когда самолет взлетал, профессиональные лётчики отмечали, что легкий самолет управлялся тяжело, почти. как бомбардировщик.
Самолет Х-29 / Фото: nasa.gov
С КОС было много проблем. В то время оно должно было быть и легким, и прочным. Такие свойства помогли бы крылу избежать дальнейших повреждений при разных скоростях полета. Те материалы, которые применялись в обычной технике не подходили. Они оказались слишком большой массы. Уже в 1980-х годах такая проблема частично решилась, когда применили композитные материалы. Этим материалом сделали обшивку Х-29.
Как только самолет прошел испытания, американцы отказались от применения КОС на своих самолетах. Машина хоть и показала хорошие результаты на дозвуковых скоростях, но такое преимущество американцы не посчитали весомым. Но при высокой скорости у самолета возникала большая тряска, которую никак не могли убрать.
В 1983 году советские инженеры начинают создавать свой самолет, который будет иметь обратную стреловидность крыла. Сначала специалисты хотели просто провести модернизацию Су-27, ведь С-22 им не подошел из перетяжеленной конструкции. В 1988 году инженеры подготовили проект. В нем планировали создать корабельный самолет для будущих авианосцев. Также в планах был и обычный самолет для ВАС. В нем хотели, чтобы не было складывающего крыла, тормозного газа и других «морских» штучек. Проект хотели реализовать уже через три года, но из-за слабого финансирования прикрыли.
Самолет Су-47 / Фото: sdelanounas.ru
Много сложностей было с тем, чтобы крыло обратной стреловидности сделать и легким, и прочным. В итоге работники ОНПП «Технологии» в Обнинске сумели его изготовить. Это было единственное учреждение, где было оборудование для выкладки композитов.
На планируемый самолет хотели поставить двигатель АЛ-41Ф, но позднее установили Д-30Ф6. Он был от МиГ-31. Слабое финансирование приостановило проект, но спустя время инженеры с этим справились и в 1997 году самолет поднимается в воздух. Денег на тщательные испытания не хватало. Сначала провели статические опыты, а уже позднее подготовили для этого профессиональных лётчиков.
Первый образец не имел РЛС и ОЛС. Прямо на нем не было какого-либо вооружения, даже отсутствовала пушка. Хотели установить цифровую систему для управления на дистанции, но установили аналог, который был намного проще.
«Беркут» на земле / Фото: theaviationist.com
С-37 первый раз показали широкой аудитории в летной программе МАКМ-1999. Самолет стал ее главной примой. Еще до этого в средствах массовой информации активно говорилось о том, что С-27 будет первым отечественным истребителем пятого поколения. В то время профессиональные специалисты активно сравнивали самолет с F-22.
С-27 старались активно испытывать. В 2000 году он прошёл испытания по программе «Сверхзвук». Как отметили эксперты, после испытаний самолет может стать базой для создания машины пятого поколения. Еще в 1999 году проект получил хорошее финансирование от государства.
В 2001 году самолет представили на том же самом МАКСе. Тогда ему уже присвоили название Су-47 «Беркут». Но даже после представления, испытания не стали прекращать. К тому времени у самолета уже накопилось 150 полетов. Про самолет активно писали средства массовой информации и снимались документальные фильмы. Дальнейших продвижений по проекту не видилось.
В 2002 году многие журналисты и любители авиации разочаровались. Самолет сделали без крыла обратной стреловидности. Этот самолёт назывался Су-57.
Су-57 «Беркут» на МАКСе-2019 / Фото: planespotters.net
Прошлую модель Су-47 стали использовать в качестве летающей лаборатории. Последний раз широкая публика могла его увидеть на МАКС-2019. Самолет даже не стали заявлять на показательные вылеты, он просто был статической экспозицией. Сейчас самолет стоит на хранении в ЛИИ имени Громова.
Многих интересовал вопрос, почему же инженеры не установили на самолет крыло обратной стреловидности. Точно ответить на это невозможно. Некоторые эксперты отмечают, что создатели не сумели убрать мешающую тряску, которая возникала при полете. А остальные преимущества крыла были сразу же нивелированы.
Можно отметить, что Су-47 не стал настоящим боевым истребителем, но оставил свой след в экспериментальной авиации. Даже те знания, которые получили инженеры при постройке самолете, были необходимы для дальнейших исследований. В то время создание «Беркута» показало, что отечественная промышленность еще могла создавать мощные истребители.
На Novate.ru также есть интересный материал про то, почему самолет Ту-144 оказался никому не нужен.