Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Вторая мировая война дала огромный импульс развитию военной техники, многие концепции современных боевых машин появились как раз в то время. В частности, знаковым для своего времени стал многоцелевой истребитель P-38 Lightning, который многие пилоты называли лучшим во всём мире.


Два в одном

Истребитель P-38 Lightning./ Фото: waralbum.ru

Истребитель P-38 Lightning./ Фото: waralbum.ru


Конечно, вряд ли P-38 был идеальным, как и у любой другой техники, у него были свои недостатки, но в том, что он оказался прорывом для своего времени, сомневаться не приходится. Правда, в некоторой степени этот истребитель появился совершенно случайно, просто конструкторам пришлось изрядно поломать голову над техническим заданием военных. Сначала в Lockheed собирались построить обычный одномоторный истребитель, но он не удовлетворял расчётным ТТХ, поэтому и пришлось обратиться к нестандартной конструкции. Работы над его проектированием были завершены ближе к концу 1930-х годов, первый полёт P-38 совершил в начале 1939 года, а после серии доработок в 1941 он был принят на вооружение.

P-38 имел двухбалочную конструкцию./ Фото: britannica.com

P-38 имел двухбалочную конструкцию./ Фото: britannica.com


Из-за его конструкции истребитель называли то «один пилот-два самолёта», то «вилохвостым дьяволом». За годы войны их выпустили более 10 тысяч штук, а приобрели их целый ряд стран, включая Великобританию. P-38 оказался по-настоящему универсальным, его использовали в качестве разведывательного самолёта, истребителя-бомбардировщика, перехватчика и истребителя сопровождения. Его даже применяли для эвакуации, используя при этом в качестве транспортной капсулы подвесной контейнер.

Инновационный истребитель

Истребитель доверху напичкали современными технологиями./ Фото: pinterest.com

Истребитель доверху напичкали современными технологиями./ Фото: pinterest.com


Для того чтобы новый самолёт соответствовал требованиям заказчика, конструкторы Lockheed использовали далеко не стандартные решения. Двухбалочная компоновка – одно из них. Благодаря ей на самолёт смогли установить два мощных двигателя, чтобы увеличить скорость полёта и набора высоты. Каждый V8 Allison выдавал мощность 1475 лошадиных сил, что намного улучшило лётные характеристики. При этом на двигателях устанавливался турбонаддув, работающий на отработанных газах. Такая схема позволяла выжимать из моторов все, на что они были способны, даже на большой высоте, где воздух был разрежённым и кислорода обычно не хватало для поддержания нормальной работы.

Передняя стойка намного упрощала взлёт и посадку/ Фото: pinterest.com

Передняя стойка намного упрощала взлёт и посадку/ Фото: pinterest.com


Оба двигателя были с водяным охлаждением, а радиаторы располагались с воздухозаборниками прямо позади крыла. Конечно, для этого потребовалось пересмотреть конструкцию крыла, поскольку оно должно было выдерживать большие нагрузки. Его полностью переработали и улучшили аэродинамические качества. Ещё одним новшеством было трёхопорное шасси с передней стойкой. Благодаря ему самолёт был более устойчивым во время взлёта и посадки.

Блок вооружений компактно располагался в передней части./ Фото: pinterest.com

Блок вооружений компактно располагался в передней части./ Фото: pinterest.com


Одним из плюсов двухбалочной компоновки стало более выгодное размещение вооружений. С одномоторной пулемёт закрывался пропеллером, поэтому приходилось ограничивать скорострельность и делать синхронизацию. Теперь же можно было устанавливать более мощное оружие в передней части фюзеляжа и повысить огневую мощь самолёта. Сам фюзеляж был собран не на шпангоутах (растяжках), как это традиционно делалось в то время, а был цельнометаллическим. Его изготавливали из листового дюраля (авиационный алюминиевый сплав, обладающий высокой прочностью), а скрепляли при помощи заклёпок. Это обеспечивало высокую прочность и жесткость конструкции. За отверстиями в фюзеляже прятались пулемётные стволы, сами же отверстия закрывали специально обработанной бумагой. С её помощью улучшалась аэродинамика, а первые выстрелы легко её прорывали.

Кабину пилота обшили листами брони./ Фото: pinterest.com

Кабину пилота обшили листами брони./ Фото: pinterest.com


В обеих балках располагалось оборудование для управления двигателями, а немалая часть центроплана была отдана под топливные баки, основные и резервные. Ещё несколько баков находились в передней части крыльев, а под ними имелись крепления для дополнительных топливных баков. Общий запас топлива на борту составлял 1605 литров и 1135 литров в дополнительных баках, от которых можно было избавиться одним нажатием кнопки.

Для своего времени P-38 был революционным истребителем./ Фото: mavink.com

Для своего времени P-38 был революционным истребителем./ Фото: mavink.com


В центроплане размещалась кабина пилота, которая со всех сторон была защищена при помощи бронеплит. Там же находилось радиооборудование, а в передней части фюзеляжа монтировалась 20-миллиметровая пушка и четыре пулемёта калибра 12,7 миллиметра. Они размещались таким образом, чтобы не возникало проблем с выбросом стреляных гильз и подачей боеприпасов.

Истребительная авиация постоянно совершенствуется, и последние модели, обладающие огромной ударной мощью, намного превосходят даже предыдущее поколение.


Обратите внимание:







2010
10.11.2023 23:32
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё