Разработка БМП-3 началась еще в 1977 году. Первые образцы новых машин были представлены военным в 1983. Тогда же начались полигонные испытания «тройки», которые продолжались вплоть до 1986. Спустя год машину приняли на вооружение Советской Армии. На протяжении последних десятилетий БМП-3 неоднократно подвергалась критике. Местами неоднозначную машину обзывали не иначе как «пороховой бочкой». Однако, как показала практика на сегодняшний день «тройка» является одной из лучших машин в своем классе. В чем же ее сила и где у БМП-3 ахиллесова пята?
Одна из лучших в своем роде. |Фото: rbc.ru.
На фоне родственников из других стран БМП-3 выглядит машиной если не странной, то по меньшей мере неоднозначной. Найти сегодня еще одну актуальную боевую машину пехоты с кормовым расположением мотора будет непросто (хотя такая техника все-таки есть). Имеются в «тройке» и другие «специфические» решения, которые многим кажутся откровенно странными. Но конечно же, все «странности» БМП-3 растут из объективных факторов и требований заказчика в лице военных. Чего греха таить, но в СССР в БМП-3 хотели впихнуть все, что только можно. Машина должна была быть максимально универсальной: возить пехоту, поддерживать огнем, бороться с бронетехникой, «падать» с парашютом и, конечно же, плавать. При этом военные хотели, чтобы новая чудо-машина еще и картонной не была, а также имела солидное вооружение.
Серьезная машина. |Фото: myseldon.com.
Получилось ли у советских конструкторов «впихнуть» все пожелания и не превратить машину в инвалида с конвейера? Практика последних десятилетий показывает, что да. Хотя БМП-3 и вышла местами спорной, сегодня можно с уверенность, что в своем классе – это одна из лучших, если просто не лучшая машина. Для того чтобы убедиться в этом, сначала придется пройтись по достоинствам и недостаткам боевой машины. Главное достоинство советско-российской БМП – мобильность. В движение машина приводится 500-сильным мотором УТД-29, заправляющегося дизелем. Он в свою очередь обеспечивает удельную мощность в 24-25 л.с на одну тонну. Редкая машина на сегодняшний день в классе БМП может похвастаться подобным результатом. К этому следует добавить небольшую массу 18.7-23 тонны, способствующую высокой подвижности. А также гидромеханическую трансмиссию с парой передач заднего хода, что позволяют добиться высокой маневренности на пересечённой местности.
Одна из лучших в своем классе. |Фото: wallpaper.mob.org.
Броня у «тройки» по современным меркам не самая впечатляющая. Однако, использование в конструкции алюминия все еще позволяет машине уверенно держать попадания 30-мм снарядов в лобовую проекцию. При этом борта БМП-3 выдерживают обстрел пулеметными 12.7 мм. Подобным могут похвастаться лишь немногие машины стран Запада. Однако, в их случае масса ка правило переваливает за отметку в 30 тонн, отчего в первую очередь страдает уже упомянутая подвижность. Конечно, для позиционной войны БМП-3 защищена не лучшим образом. В этом случае на машину ставят дополнительные средства защиты вроде ДЗ, плит и защитных экранов. И все же, главная «броня» любой боевой машины пехоты – это не сталь и не алюминий, а тактика применения и возможность быстрой индикации целей.
Мощная и маневренная. |Фото: infosmi.net.
В этом БМП-3 помогает ТПВ-прицел «Содема». Система управления огнем «тройки» позволяет машине действовать как днем, так и ночью в любую погоду и при любой видимости. В сравнении с БМП-2, СУО БМП-3 позволяет инфицировать угрозы в 5-8 раз быстрее, после чего в дело вступает вооружение. Против основных боевых танков БМП-3 по современным меркам вооружена слабо. Все-таки ПТУР «Бастион» не производит впечатления в этом вопросе. Справедливости ради, борьба с танками – это далеко не главная задача БМП-3. Диаметрально противоположным образом дела обстоят с основным вооружением: 100-мм нарезная 2А70 спаренная с 30-мм автоматической 2А72 позволяют выполнять весь требующийся спектр задач по поддержке огнем. «Тройка» способна как эффективно подавлять вражеские цели, так и уничтожать живую силу противника за фортификацией.
Машина, которая может все. ¦Фото: letsgophotos.ru.
С подачи ряда экспертов в отношении БМП-3 укоренилось мнение об ахиллесовой пяте в виде слишком уязвимого боекомплекта. Однако, статистика «троек», уничтоженных в результате внутреннего взрыва, невелика, что заставляет задуматься над тем, что в действительности данная «проблема» во многом надумана. А вот за что боевую машину действительно стоит поругать, так это за откровенно неудачный тоннельный десантный люк. Увы, с этим едва ли удастся сделать хоть что-то. Подобное решение стало для советских конструкторов исключительно вынужденным в погоне за снижением массы и уравновешиванием БМП. В сухом остатке можно со всей уверенностью сказать, что в мире аналогов у БМП-3 не много. А на территории бывшего СССР на фоне БМП-2 и других подобных машин, «тройка» и вовсе выглядит настоящей королевой боя!
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как Россия возвращает в строй снятые с вооружения БТР-50: чем они еще могут послужить Отечеству.