На момент начала Второй мировой войны армия нацистской Германии была самой совершенной и потенциально мощной в мире. Огромные надежды командование вермахта в грядущих конфликтах возлагало на молниеносные танковые удары и прорывы. Именно эта стратегия использовалась во время захвата Франции. Однако в итоге оказалось, что лучшая армия мира начала страдать от ошибок допущенных своими же инженерами.
Война для Германии начиналась очень бодро. |Фото: talkypic.com.
В ходе Второй мировой войны немецкие инженеры и восхвалялись, и проклинались. В первые годы военного конфликта, а также в летние месяцы Великой Отечественной войны казалось, что Германия создала лучшие в мире, передовые и эффективные танковые войска. Однако, постепенно миф о непобедимых танковых кулаках Германии стал рассыпаться. Случилось это уже после первых значительных столкновений вермахта и РККА в 1941 году. Именно тогда стало понятно, что несмотря на уверенное продвижение вглубь советской территории, запас прочности немецких танков ниже, чем многим показалось сначала.
Последствия первой мировой
Ставка была сделана на легкие танки на бензиновых моторах. |Фото: yandex.ru.
Первая серьезная «ошибка», которую допустили немецкие инженеры – это использование преимущественно бензиновых двигателей на своей бронетехнике. Такое конструкторское решение было принято вовсе не от хорошей жизни. Дело в том, что после Версальского мирного договора технические возможности Германии были достаточно сильно ограничены. Поэтому при подготовке к войне вермахт мог использовать преимущественно дешевые бензиновые агрегаты.
Вермахт рассчитывал заканчивать каждую кампанию в течении лета. |Фото: waralbum.ru.
У таких моторов были свои достоинства. Они идеально подходили для небольших танков, но были пригодны для повсеместного использования только во время летних операций. Ударные кулаки формировались из легких танков Panzerkampfwagen (версии I, II и III), которые позволяли быстро перемещаться по полю боя.
Вторжение в Польшу, а затем в СССР прошло без особых проблем для вермахта. |Фото: backbook.me.
Дизельный двигатель для армии был подготовлен инженерами Daimler-Benz еще до вторжения в Польшу, однако руководство Германии слишком спешило, а потому отказалось от серийного производства новых, более продвинутых агрегатов на тяжелом топливе. При этом большинство грузовиков ездило на дизеле. Поэтому со снабжение в первые годы Второй мировой войны Германия не знала никаких проблем и могла спокойно растягивать линии поставок.
Когда бензиновые двигатели станет проблемой для армии, было лишь вопросом времени.
Танки на «пороховой бочке»
Уже первые же сражения показали, что немецкие танки не настолько надежны. |Фото: yandex.ua.
Лето прошло и на восточном фронте у вермахта начинались проблемы, в том числе с собственной техникой. Именно на территории СССР немецкие механики и экипажи впервые столкнулись с так называемым феноменом «пороховой бочки» в бензиновом двигателе. Суть в том, что даже простейшие повреждения топливных баков и моторно-трансмиссионного отделения часто заканчивались уничтожением машины. В 1942 году вскрылись дополнительные проблемы, в первую очередь в «Тиграх» и «Пантерах».
Бензиновые моторы начали подводить. |Фото: wot-news.com.
Немецкая компания Maybach создавала отличные бензиновые двигатели, однако были и проблемы. Малейшее повреждение двигателя или топливной системы в бою становилось причиной накопления бензиновых паров в моторном отсеке. Если в танке при этом повреждалась электросеть – происходила сильная детонация. Такая же проблема в итоге обнаружилась и у мощнейшей САУ Германии – «Фердинанд». Появлялись и другие мелкие проблемы, которые могли стать причиной остановки боевой машины.
Проблем с техникой становилось все больше. |Фото: livejournal.com.
Например, малоприятная проблема обнаружилась в трансмиссии «Тигров». Во время некоторых маневров машина все время норовила развернуться. При этом, во время сильных поворотов у «Тигра» слетали с траков гусеницы.
Логистический ад
Начались проблемы с логистикой. |Фото: history-doc.ru.
Успешная военная кампания Германии в Европе во многом была обусловлена отличной логистической сетью. Вермахт почти никогда не сталкивался с задержкой поставок горючего и боеприпасов. Изменилось это во время войны с Советским Союзом. В худшие дни кампании, разрыв между линией фронта и логистическим центром мог достигать 150-200 км. Все это приводило к тому, что немецкая техника была вынуждена простаивать. Отсутствие своевременного обеспечения горючим и боеприпасами в купе с многочисленными проблемами с бензиновыми двигателями делали свое дело. Красная армия получала ценные возможности для нанесения контрударов, чем непременно пользовалась.
Ошибки инженеров и командования привели к серьезным провалам армии. ¦Фото: twitter.com.
К концу войны немецкие инженеры решат большинство проблем с трансмиссией в своих танках, однако инновации так и не будет приняты. Проблемы с громоздким и привередливым электрооборудованием, а также повсеместную замену двигателей производить будет уже некогда. Мощнейшая военная машина Европы при столкновении с СССР дала сбой на самом верхнем уровне – в своем политическом руководстве, которое с одной стороны накладывало все больше ограничений на инженеров для ускорения подготовки к войне, а с другой стороны ставило перед техникой строго противоположные задачи – требуя работы машин на истощение в самых суровых условиях.
Хочется узнать еще больше интересного о Второй мировой войне? Тогда читай о топ для чего советские танкисты вешали ведро на ствол танка и действительно ли это помогало.