В апреле 1945 года дела у немецкой армии были уже совсем плохи. Красная армия стремительно наступала. Между тем немецкое командование приняло решение об уничтожении на полигонах всех видов перспективной техники, что не подлежали эвакуации. Горькая участь постигла и пару сверхтяжелых танков «Маус». Однако, гитлеровцы просчитались. Танки не были уничтожены полностью, в результате чего советские инженеры все-таки смогли собрать из двух взорванных «Мышей» одну. Спустя год сверхтяжелый трофей оказался на полигоне под Кубинкой, где его принялись изучать…
Танки ИС-3. ¦Фото: imghub.ru.
Не только «Маус», но и множество других образцов немецкой техники и вооружений заключительного периода войны производили впечатление: противотанковая пушка Пак 44, самоходка «Ягдтигр», тяжелый танк Тигр II и еще много другое. Творения сумрачного тевтонского гения заставляли серьезно задуматься о перспективах развития бронетехники и противотанковых средств в ближайшие 10 лет. В какой-то момент были все основания полагать, что танки пойдут по пути дальнейшего утяжеления. Причем думали так в момент времени не только в Советском Союзе, но и за океаном в США. Все это вылилось в череду интереснейших проектов, многие из которых по иронии судьбы оказались с одной стороны – обогнавшими свое время, а с другой стороны – почти моментально устаревшими в условиях начавшейся холодной войны и развития оружия массового поражения.
Появившийся после войны ИС-7. |Фото: flectone.ru.
Ряд военных и конструкторов в Советском Союзе всерьез опасались, что танки в обозримом будущем станут еще тяжелее, а танковые и противотанковые орудия – еще мощнее (отчасти так и вышло). А значит стране был нужен хорошо защищенный и крайне опасный танк, способный в перспективе бороться не только с любой бронетехникой противника, но также эффективно уничтожать фортификации, в том числе долговременные. В самом конце Великой Отечественной войны в Красной армии появился новейший тяжелый танк ИС-3. Хотя толком поучаствовать в войне машина так и не смогла, «тройка» все равно производила впечатление благодаря большому количеству инноваций в конструкции. Одним из вариантов ее дальнейшего развития и стал перспективный «Объект 260», более известный как ИС-7.
Серьезная машина. |Фото: flectone.ru.
Новый танк получил впечатляющую 150-мм броню, восемь пулеметов калибра 7.62 и 14.5 мм, а также новейшую нарезную пушку С-70 калибра 130-мм. Примечательно, что лобовое бронирование ИС-7 было настолько серьезным, что танк был не в состоянии пробить сам себя! Пушка С-70 не справлялась с 150-мм сталью и рациональными углами бронирования боевой машины. Причем советские конструкторы убедились в этом опытным путем. Во время испытаний в новейший танк посадили парочку дворняжек (куклы из баллистического геля еще не изобрели), после чего обстреляли из другого ИС-7. Когда же конструкторы открыли люки, то с удивлением обнаружили, что хотя собаки и сильно перепугались, в остальном были абсолютно невредимы. При этом впечатляла «семерка» не только броней и пушкой. ИС-7 стал первым советским танком оснащенным автоматом заряжания, а также одним из первых получил прицел со стабилизатором.
Возможно лучший танк своего времени. |Фото: triptonkosti.ru.
На момент первой послевоенной пятилетки ИС-7 был едва ли не совершенной машиной. Надежно защищенный, с чудовищной огневой мощью и при этом весьма неплохими ходовыми качествами. На шоссе «седьмой» разгонялся до 60 км/ч, а удельная мощность машины составляла 15.45 л.с/т. Танк мог преодолевать 1.5-метровые броды без специального оборудования и идеально подходил как для прорыва хорошо укрепленной обороны противника, так и для борьбы с другими тяжелыми танками. Однако, при этом у ИС-7 было два серьезных недостатка.
Сегодня можно увидеть в Кубинке. |Фото: wiki2.org.
Первый, как это банально не прозвучит, – цена. Машина стоила очень дорого, и несмотря на всю опасность вокруг начавшейся холодной войны, военные и политики посчитали, что рациональнее отдать предпочтение более массовым машинам. Второй недостаток крылся в массе ИС-7, который весил 68 тонн, в то время как в армии не хотели видеть технику тяжелее 50 тонн. Последнее было отнюдь не просто какой-то прихотью. Масса танка имела критическое значение при его транспортировке с помощью железной дороги, эвакуации с поля боя при помощи специальных тягачей, а также при переезде мостов. По совокупности этих причин «седьмой» так и не увидел свет, однако использованные в машине конструкторские решения сильно пережили своего родителя. Так, например, один только автомат заряжания сегодня используется во всех отечественных танках.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение бронетанковой темы читайте о том, что собой представляет «лучшая БМП Восточной Европы» CV-90, и чем такой трофей интересен для России.