Во время Второй мировой войны стало более чем очевидным, что ни одна армия не сможет добиться серьёзных успехов без бронетехники. Танки быстро превратились в ударный кулак любой армии, но, по замыслу командования, с их помощью можно было не только планомерно уничтожать противника, но и взламывать районы с серьёзными укреплениями. Для этого и предназначалась британская штурмовая «Черепаха».
Напролом
Использование бронетехники, в частности танков, в боевых действиях – это целая наука. Броневой лист не может обеспечить абсолютную защиту, водитель вынужден маневрировать, использовать местность, искать лучшие позиции и не подставляться под удар противника. Именно поэтому Линия Зигфрида представляла собой огромную проблему для союзных сил. Германская линия обороны, включающая в себя бетонированные рвы и противотанковые бетонные заграждения, протянулась более чем на 600 километров. В некоторых местах её ширина достигала ста метров, и союзники наверняка понесли бы большие потери, пытаясь её преодолеть во время наступления.
Линия Зигфрида. / Фото: travel.sygic.com
Верховному командованию нужен был способ, позволяющий вплотную подойти к линии обороны, по-другому преодолеть её было невозможно. Ситуация сильно осложнялась вражеской артиллерией, которая буквально в упор могла расстреливать наступающих. Ни один из существующих на тот момент танков на это был не способен, поэтому решили изменить подход к конструированию бронетехники и приступили к созданию совершенно нового её вида, возможностей которого хватило бы для продвижения вперёд буквально напролом.
Бронированная «Черепаха»
Танк А39 Tortoise. / Фото: keywordbaskets.com
Британские конструкторы из Newffield mecanization ltd представили свой проект тяжёлого танка, который и был выбран генеральным штабом. Танк должен был выдерживать неоднократные прямые попадания вражеской артиллерии. Единственным способом это сделать было наращивание бронирования, но это накладывало существенные ограничения. Слишком тяжёлая машина не смогла бы не то что нормально маневрировать, но и передвигаться с достаточной скоростью.
Танк А39 Tortoise. / Фото: Pinterest.com
Тем не менее конструкторы решили пойти именно этим путём – максимально нарастить бронирование, пожертвовав ради него мобильностью. Таким образом танк Tortoise, как назвали новую разработку, должен был выстоять под массированным артиллерийским огнём и придвинуться вплотную к укреплённому району.
Танк А39 Tortoise. / Фото: Pinterest.com
На самом деле «Черепаху» сложно назвать танком в общепринятом смысле, поскольку она оснащалась неподвижной башней. Скорее её можно отнести к самоходным артиллерийским установкам. Создатели танка примерно оценивали его вес в 45 тонн, а максимальная толщина брони составила 230 мм.
Танк А39 Tortoise. / Фото: pikabu.ru
Изначально корпус Tortoise собирались изготовить цельным, отлив его из броневой стали, но так и не смогли придумать, как именно это сделать. Производственные мощности попросту не были рассчитаны на создание деталей такого масштаба, поэтому корпус изготовили из листовой брони. Танк получил независимую подвеску для каждого катка, позволявшую хоть как-то снизить поперечную нагрузку на тележку. К тому же благодаря такой конструкции внешние катки можно было снять и уменьшить габариты перед транспортировкой. В качестве силовой установки использовали двигатель V12 «Метеор» производства Rolls-Royce мощностью 650 лошадиных сил. Зарядное устройство оборудовалось собственным электрогенератором на основе 4-цилиндрового мотора.
Танк А39 Tortoise. / Фото: keywordbaskets.com
Экипаж танка Tortoise состоял из семи человек. Четверо из них располагались у бортовых пулемётов и выполняли роль стрелков, а трое составляли артиллерийский расчёт. Танк комплектовался фугасными и бронебойными снарядами, причём в раздельном исполнении – с пороховым зарядом в собственной гильзе. Это создавало некоторые проблемы во время заряжания, поскольку у расчёта «не хватало рук» для обслуживания артиллерийской установи. Боеукладка хранилась под полом.
Танк А39 Tortoise. / Фото: keywordbaskets.com
Возможно, история сложилась бы по-другому, но командование постоянно вносило коррективы в проект: то ему понадобилось установить миномёты на башне, то поставить более мощное оружие. В результате проект неоднократно затягивался, а снаряжённая масса выросла до 65 тонн. В последних проектах конструкторы уже «от себя» добавили два огнемёта, установленные в районе гусениц. Они питались от собственных резервуаров с горючей смесью и баллонов с газом под давлением для её выброса.
Танк А39 Tortoise. / Фото: preservedtanks.com
Военное ведомство не стало ждать, пока соберут прототип и проведут его испытания, а сразу заключило контракт на создание 25 танков Tortoise в модификации A39. Правда, по самым оптимистичным оценкам, они должны были быть готовы только к сентябрю 1945 года. Впоследствии заказ был сокращён до 12 штук, а потом и до 6, когда война закончилась и стало ясно, что столь тяжёлые танки никому не нужны.
Немало проектов интересных танков по разным причинам не были реализованы, оставшись на бумаге и в виде прототипов.