Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Почти все танкостроители хоть раз пытались сделать что-нибудь по-настоящему безумное. Шведские разработчики в этом плане не стали исключением и смогли удивить весь мир собственным танком Strv 103. Он не имел башни, мог становиться на дыбы и «кланяться», имел регулируемую подвеску, автоматическую систему заряжания с боекомплектом в 50 снарядов, а управлять им могли все члены экипажа.


Танковый кризис

Танк Centurion MK 3./ Фото: youtube.com

Танк Centurion MK 3./ Фото: youtube.com


История эта началась в первой половине 1950-х годов, когда шведские военные попытались подобрать для себя подходящий танк. Правда, это оказалось чрезвычайно сложной и практически невыполнимой задачей. Причиной тому были уникальное сочетание погоды и гористой местности: условия эксплуатации здесь были настолько суровы, что ни одна бронированная машина попросту была не способна в них нормально работать. Военные, конечно же, сделали попытку и приобрели несколько десятков британских танков Centurion Mk.3, но их невозможно было использовать в полной мере из-за больших ограничений. Тогда и было решено разработать собственный уникальный танк.

Centurion MK 3./ Фото: wikimedia.org

Centurion MK 3./ Фото: wikimedia.org


Правда, он должен был обладать целым набором противоречащих друг другу уникальных качеств. К примеру, он просто обязан был иметь сравнительно небольшой вес, но добиться этого было практически невозможно, поскольку вооружение, бронирование и двигатель сами по себе весили немало. Благо, на тот момент уже велась разработка перспективного танка, поэтому было с чего начать работу. Вот только по своим параметрам он тоже не подходил и был слишком уж тяжёлым. Ответственным за этот проект был талантливый конструктор Свен Берге, и в конечном итоге он предложил очень необычный способ решения проблемы.

«Безголовый» танк

Шведский танк Strv 103./ Фото: dzen.ru

Шведский танк Strv 103./ Фото: dzen.ru


Основная проблема нового шведского танка была в весе: к тому времени бронетехника дошла до того уровня, когда без его повышения было не обойтись. Уж слишком тяжёлым оказалось бронирование, способное противостоять современным боеприпасам, да и вооружение было отнюдь не лёгким. Берге долго искал способ хоть как-то облегчить конструкцию танка, не уменьшая при этом его защиту и боевой потенциал, пока не додумался до совсем уж экстремальной идеи. Ему пришло в голову, что относительно безболезненно можно избавиться от башни. Сама по себе башня весила очень много из-за увеличенного бронирования, ведь именно на долю башни приходится больше всего попаданий.

Strv 103 с противокумулятивным щитом./ Фото: vkplay.ru

Strv 103 с противокумулятивным щитом./ Фото: vkplay.ru


Вот только избавиться от неё так просто было невозможно, уж слишком многое в танке завязано на башню. В частности, было бы очень сложно вести огонь, без поворотного механизма прицеливание попросту невозможно. А раз так, Берге придумал совершенно новую компоновку, безбашенную, но при этом наведение на цель осуществлялось по другому принципу. На передний план в танке выходила подвеска, именно на неё конструктор собирался взвалить работу по прицеливанию. По его замыслу, танк должен был при помощи подвески менять наклон и наводить таким образом орудие. Идея была крайне необычной, но вышестоящему начальству она понравилась, и новый проект Strv S стал третьим под началом Берге.

Танк целился при помощи подвески./ Фото: youtube.com

Танк целился при помощи подвески./ Фото: youtube.com


Первые два проекта Strv А и Strv Т были классическими танками разной конструкции. Работа над ними велась параллельно с переменным успехом, но все они в итоге пригодились. Хоть эти два проекта и не стали впоследствии серийными танками, сделанные для них разработки вовсю использовались для создания инновационной бронемашины, которая впоследствии удивила весь мир. Работа над ним началась в 1956 году, и через 10 лет, в 1966-м, первые серийные танки вышли с завода шведского производителя Bofors с названием Strv 103. Несмотря на свой необычайно странный внешний вид и крайне сомнительную на первый взгляд функциональность, они находились в эксплуатации вплоть до середины 1990-х годов, и только тогда их сняли с вооружения. Несмотря на полное отсутствие башни, они отлично показали себя в суровых условиях и продемонстрировали отличную боепригодность.

Удивительно, что это работает

Strv 103 был приспособлен к условиям Швеции./ Фото: pinterest.com

Strv 103 был приспособлен к условиям Швеции./ Фото: pinterest.com


Поскольку Берге решил совсем избавиться от башни, ему пришлось думать, как изменить компоновку танка. Кабину экипажа разместили внутри корпуса, а двигательный отсек в передней части. Раньше орудие размещалось в башне, теперь же ему нашли место на корме. Там же находилась боеукладка с несколькими обоймами, суммарно рассчитанными на 50 выстрелов. Поскольку свободного места практически не было, танк снабдили автоматом заряжания, впрочем, в техзадании заказчика он тоже имелся. Дальше в конструкции Strv S начинались сплошные особенности, даже силовая установка была странной. В процессе разработки двигатель несколько раз меняли, а в конечном варианте танк получил два мотора, первый из них – многотопливный 6-цилиндровый дизель мощностью 240 лошадиных сил, и второй – газотурбинный производства Rolls-Royce или Boeing. В зависимости от текущей ситуации можно было использовать либо один из них, либо два сразу.

Поперечные рёбра - дополнительная защита./ Фото: topwar.ru

Поперечные рёбра - дополнительная защита./ Фото: topwar.ru


Ходовую часть неоднократно меняли и модифицировали, для её разработки даже создали два мула на основе уже существующих моделей. Изначально ходовую смонтировали на тележках, а сам танк мог подниматься над ними за счёт регулируемой подвески, но такая конструкция была слишком уж массивной и занимала много места. После целого ряда переделок два опорных катка убрали совсем, оставив только четыре, а также установили гидропневматическую подвеску с возможностью регулировки. В результате танк мог менять угол наклона корпуса. Именно так и производилось прицеливание, ведь пушка была жестко закреплена и не поворачивалась.

Внутри танка./ Фото: glav.su

Внутри танка./ Фото: glav.su


С орудием тоже оказалось не всё так просто. Изначально установленное оказалось слишком длинным, и во время маневрирования танк мог запросто воткнуть пушку в землю. В окончательном варианте он получил нарезной ствол меньшей длины калибра 105 миллиметров, а вести огонь могли механик-водитель и командир. Ещё одной нестандартной возможностью было рулевое управление, каждый член экипажа при необходимости мог рулить танком. В качестве дополнительного вооружения использовали курсовой пулемёт и 20-миллиметровую автоматическую пушку, которые управлялись дистанционно из кабины. Правда, от последней потом решили избавиться, поскольку для неё не хватало боеприпасов, к тому же она сильно перегревалась.

Шведский танк Strv 103./ Фото: wikipedia.org

Шведский танк Strv 103./ Фото: wikipedia.org


С самого начала бронирование Strv S собирались сделать более тонким, чтобы уменьшить итоговый вес, но реальность оказалась слишком суровой, и толщину брони в серийной модели пришлось увеличить, повысив таким образом защиту. Впрочем, тщательно продуманное бронирование себя оправдало. Одним из способов защиты стали наваренные на переднюю часть корпуса поперечные рёбра из бронестали. С их помощью танк успешно отражал снаряды, попадавшие ему в крышу. Вес танка в зависимости от модификации составил 39,7 и 42,5 тонны, а увеличению массы также способствовал водонепроницаемый корпус и система, позволяющая танку плавать.

Впрочем, шведский Strv 103 был не единственным удачным танком. Настолько хорошие бронемашины неизбежно становятся популярными и продаются по всему миру.


Обратите внимание:







2202
7.10.2024 23:23
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё