Никто не знает, сколько именно тратят Соединённые Штаты Америки на разработку новых вооружений. Остальные страны, хоть и находятся далеко позади, но тоже тратят немало. Тем не менее лишь некоторые образцы оказываются очень удачными, остальные – обычными или посредственными, а некоторые провальными. Впрочем, последние тоже состоят на вооружении в армиях мира, хоть и вызывают большие нарекания.
1. Штурмовая винтовка L85A1
Штурмовая винтовка L85A1./ Фото: dzeninfra.ru
Наверное, это одна из самых громких и скандальных историй, связанных с производством оружия. Создание стрелкового комплекса (винтовки L85A1 и пулемёта) началось в 1970-х годах, когда британские военные задумались о замене устаревшего оружия. Для этих целей даже разработали новый патрон 4,85х49 миллиметров, но переход к натовским боеприпасам многократно всё усложнил. Проект не единожды переделывали, и к началу 1980-х годов он не был реализован даже наполовину. Когда военные потребовали результатов, им дали что-то, слепленное на скорую руку из оказавшихся под рукой прототипов, и назвали это штурмовой винтовкой L85A1. Военные кое-как провели испытания, винтовка показала более или менее приемлемую точность, и её скрепя сердце приняли на вооружение исключительно по политическим мотивам.
Штурмовая винтовка L85A1./ Фото: thefirearmblog.com
Вот только военные ей не очень обрадовались. После более тесного с ней знакомства они составили целый список недостатков, в основном мелких, таких как плохие крепления всего подряд. Впрочем, имелись и более серьёзные претензии: низкое качество деталей, быстрый износ, неприспособленность к использованию в полевых условиях, склонность к загрязнению, внезапные поломки, клин механизма и прочие. Когда военные больше не могли закрывать глаза на подобное безобразие, винтовку отдали на модернизацию, но все недостатки всё равно убрать не смогли. L85A1 состоит на вооружении до сих пор.
2. Heckler & Koch G36
Винтовка HK G36./ Фото: pinterest.com
Штурмовая винтовка HK G36 – это результат долгих проб и ошибок немецкого производителя, который пытался обеспечить Бундесвер современным оружием. Изначально на эту роль предполагалась инновационная винтовка G11 с безгильзовыми патронами, но финансирование проекта было прекращено. Потом компания предложила военным винтовку G41, но её забраковали, причём и свои, и чужие. Инженеры Heckler & Koch извлекли уроки из прошлых неудач и создали HK G36, которая оказалась достаточно удачной, чтобы её почти сразу приняли на вооружение в нескольких странах. Она использовала стандартные натовские патроны 5,56х45 миллиметров, была надёжной, а стрельба из неё показала достаточно высокие показатели точности и кучности.
Винтовка HK G36./ Фото: fandom.com
Правда, тестирование проводили кое-как, с изменёнными условиями и с довольно мягкими требованиями (потом их ужесточили). Результат сказался несколькими годами позже, когда штурмовую винтовку опробовали в боевых условиях. Во время интенсивного использования из-за сильного нагрева точность стрельбы сильно падала, поэтому даже на небольшой дистанции попасть в противника становилось почти невозможно. Впрочем, это не мешает военным в нескольких странах её использовать.
3. Истребитель Chengdu J-20
Истребитель J-20./ Фото: wikipedia.org
Гонка за истребителями пятого поколения не минула и Китай. Истребитель пятого поколения Chengdu J-20 поступил в эксплуатацию ещё в 2017 году, но о нём до сих пор мало информации. В частности, поднимаются спорные утверждения об использовании в его конструкции технологий и технических решений, позаимствованных у других моделей. Впрочем, главное не это, а двигатели, поскольку у Китая нет своих развитых технологий в этой области. Изначально использовались российские двигатели, а в 2020 году стартовало местное серийное производство собственной разработки. Известно, что ТРД WS-10 мощнее своего российского предшественника, но до пятого поколения он явно не дотягивает. По имеющимся данным, он уступает даже F-22 Raptor, чьё производство началось ещё в 2001 году. Правда, Китай ведёт разработку следующего поколения истребителей J-20A, оснащённых более эффективными двигателями WS-15.
4. САУ M1989 Koksan
САУ M1978./ Фото: iz.ru
Предком этой артиллерийской системы является самоходка M1978, созданная Северной Кореей предположительно в 1973 году. Какой-либо информации об этой САУ очень мало, впрочем, как и обо всём, что касается вооружений этой страны. Представляла она собой фактически гаубицу, поставленную на гусеничное шасси, взятое у танка Тип-59 (предположительно). Башни у неё не было, только шасси и пушка, калибр которой составлял феноменальные 170 миллиметров. В 1989 году построили её усовершенствованную модификацию – М1989, но использовали её недолго, и в конце 1990-х годов сняли с вооружения. Впоследствии самоходку продали за рубеж.
САУ M1989./ Фото: bbc.com
В принципе, самоходная артиллерийская установка показывала неплохие результаты, а дальность стрельбы составляла до 60 километров, если использовались активно-реактивные снаряды. Дальнейшей же её эксплуатации помешали несколько серьёзных недостатков, присутствовавших в конструкции ещё с момента появления M1978. Первая и главная проблема – ненадёжная конструкция. Боеприпас оказался слишком уж мощным, поэтому орудие не выдерживало отдачи и быстро выходило из строя, а ремонт его обходился в немалую сумму. Да и массово использовать его с такой проблемой не получится. К тому же на перезарядку и M1978, и M1989 требовалось очень много времени, а за пять минут делалось примерно два выстрела. Насколько известно, северокорейское наследие до сих пор используется, несмотря на все его проблемы.
5. F-22 Raptor
Истребитель F-22 Raptor./ Фото: overclockers.ru
Потраченные на разработку оружия средства никогда не были показателем его качества или будущего успеха, и яркий тому пример – истребитель F-22 Raptor. Он считается первым среди пятого поколения и построен с уникальными техническими решениями. Правда, он разрабатывался во время бурного развития компьютерных технологий, поэтому его бортовая система устарела ещё до выхода серийной модели. К тому же разработчики не скупились на дорогие технологии, и сам истребитель стоит баснословных денег. Его обслуживание имеет тот же недостаток – оно чрезвычайно сложное и дорогое, а техникам пришлось столкнуться с глобальным дефицитом оборудования, комплектующих и инструментов. Потеря одного самолёта стала бы настоящей финансовой катастрофой, поэтому их ни разу не использовали в реальных боевых действиях. Как максимум – наносили с помощью F-22 ракетные удары издалека. Это очень спорный самолёт, смысл существования которого не удалось найти даже его разработчикам.
6. Эскадренный миноносец USS Zumwalt
Эсминец USS Zumwalt./ Фото: defensehere.com
Этот боевой корабль относится к той же категории. Он построен с использованием высоких технологий, имеет на борту собственную электростанцию и использует технологии малозаметности. Вот только у него оказалось несколько неприятных технических проблем, а его вооружение стоило настолько много, что военные отказались его покупать. В итоге после долгих лет простоя военные решили переоснастить его и превратить в платформу для запуска ракет. Работы уже ведутся, но есть очень большие сомнения в их успехе.
У российских оружейников тоже получается не всё и не всегда, а один из самых показательных примеров – очередная модификация автомата Калашникова, АК-12, который в первоначальном варианте имел много недостатков.