Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Специализированные системы вооружений – самые эффективные. Они создавались для конкретных условий и с учётом специфики выполняемых задач, поэтому по точности и результативности им нет равных. Яркий тому пример – артиллерийский комплекс А-222 «Берег». Его создавали 12 лет, он до сих пор находится на вооружении и защищает морские рубежи страны.


Где ракеты не справляются

Противокорабельная ракета П-70 «Аметист»./ Фото: igrosam.ru

Противокорабельная ракета П-70 «Аметист»./ Фото: igrosam.ru


Длина береговой линии России составляет более 37 тысяч километров, и это само по себе является большой проблемой. Это вынуждает прилагать большие усилия для контроля за границей, а вероятность вторжения в случае вооружённого конфликта сильно повышается. Именно по этой причине в Советском Союзе и уделяли столько внимания разработке противокорабельных ракет, несмотря на критику со всех сторон и общее скептическое отношение к этому виду вооружений. Противокорабельные ракеты несут боевую часть, способную нанести серьёзный урон боевым кораблям противника. Они оснащаются головками самонаведения и обладают повышенной точностью. К 1975 году уже было разработано несколько противокорабельных ракетных систем, и они успели продемонстрировать свою эффективность, но при этом имели несколько серьёзных недостатков.

Противокорабельная ракета П-120 «Малахит»./ Фото: kchf.ru

Противокорабельная ракета П-120 «Малахит»./ Фото: kchf.ru


Во-первых, в использовании противокорабельные ракеты имели некоторые ограничения, особенно в прибрежных зонах на ближних дистанциях. А во-вторых, массовое применение подобного оружия слишком уж расточительно. Это оправдано, если речь идёт о малых и средних кораблях, но вот лёгкие катера – это совершенно другое дело. Использовать ПКР по такой цели бессмысленно, тем более что катер очень манёвренный и вполне может уклониться от ракеты. Тем более что сама по себе противокорабельная ракета очень дорогая, и цель для их использования должна была быть соответствующей.

А-222 «Берег»./ Фото: rg.ru

А-222 «Берег»./ Фото: rg.ru


Решение пришло быстро – вместо ракет отдать предпочтение артиллерии. Снаряды гораздо дешевле, а с соответствующей техникой в цель летят столь же точно. К тому же они небольшие, для хранения боезапаса не требуется много места, поэтому и использовать можно их в большом количестве. Идея оформилась достаточно быстро, и уже в 1976 году стартовали проектные работы, целью которых было создание перспективного артиллерийского комплекса для береговой обороны.

Необычная концепция

САУ А-222 «Берег»./ Фото: dzen.ru

САУ А-222 «Берег»./ Фото: dzen.ru


Новая артиллерийская система должна была сильно отличаться от всех уже существовавших. Первым требованием к ней было большое могущество, поскольку даже единственный выстрел должен был нанести большой урон кораблю противника. К тому же комплекс должен был иметь достойный радиус действия и обеспечивать высокую точность, ведь огонь требовалось вести по подвижным и маневренным целям. Обычная артиллерия для этого не годилась, её показатели явно не соответствовали требованиям, да и с развёртыванием были проблемы. Артиллерию невозможно было поставить на протяжении всей береговой линии, а доставлять её к месту возможной высадки слишком долго. Так и появилась идея артиллерийского комплекса, который мог быстро передвигаться к новому месту дислокации, долгое время вести дежурство и вести точный огонь по прибрежным целям.

«Бережок»

Комплекс «Берег»./ Фото: mil.ru

Комплекс «Берег»./ Фото: mil.ru


В 1980 году проект артиллерийской системы был полностью готов, и несколько предприятий приступили к его реализации. Правда, задача перед специалистами стояла нестандартная, поэтому едва ли не на каждом шагу приходилось думать над решением новых проблем. К тому же далеко не все были согласны с созданием этого комплекса, да и время было неспокойным – страна вступила в сплошной непрекращающийся кризис. И к техническим трудностям добавилось много бюрократической волокиты и финансовых вопросов. Из-за этого первый опытный прототип собрали лишь в 1988 году. Интересно, что точное число комплексов неизвестно, а согласно разным источникам, всего их выпустили то ли пять, то ли шесть. Первый серийный образец в вооружённые силы поступил только в 2003 году, остальные же собирали в вялотекущем режиме. В каком состоянии находится их производство в настоящее время, неизвестно.

Артиллерийские установки А-222./ Фото: viewsnap.ru

Артиллерийские установки А-222./ Фото: viewsnap.ru


Центральное место в артиллерийском комплексе А-222 «Берег» занимает самоходная артиллерийская установка. Впрочем, по своей конструкции и принципам работы она сильно отличается от своих сухопутных родственников. Основных отличий всего два, но они глобальные. Во-первых, САУ базируется на колёсном шасси, а во-вторых, основной её режим работы – командный.

САУ на колёсном шасси./ Фото: alternathistory.ru

САУ на колёсном шасси./ Фото: alternathistory.ru


И по сей день использование колёсного шасси в самоходных артиллерийских установках – большая экзотика для отечественных разработчиков. САУ всегда ставили на гусеничное шасси, увеличивая таким образом проходимость в экстремальных условиях, на раскисших просёлках во время весенне-осенней распутицы. В свою очередь, самоходная артиллерийская установка комплекса «Берег» должна была обладать максимальной мобильностью, чего можно добиться только на колёсах, поэтому от гусениц отказались. Зато теперь САУ смогла передвигаться самостоятельно и не требовала наличия спецтранспорта, поэтому не было острой необходимости подгонять её к определённому размеру и массе. Построили её на базе четырёхосного шасси МАЗ-543М, а заняла она лишь часть грузовой платформы. Остальное место отвели под рабочий отсек, где разместился личный состав и многочисленное оборудование.

Корабельная пушка АК-130./ Фото: fleetphoto.ru

Корабельная пушка АК-130./ Фото: fleetphoto.ru


Башня САУ находится в задней части платформы, а ствол орудия в походном положении располагается вдоль машины прямо над кабиной. Её оснастили корабельной пушкой АК-130 калибра 130 миллиметров, с электрическими приводами наведения, дульным тормозом и некоторыми частями от САУ «Мста-С». Боеприпасы тоже использовали «родные» – фугасный и зенитный весом до 33 килограмм. Заряжающим автоматом артиллерийскую установку не обеспечили, и выстрелы в лоток заряжающего механизма приходилось укладывать вручную. Если заряжающий был шустрым, можно было делать до 10 выстрелов в минуту, а снаряды летели на расстояние до 23 километров.

САУ в работе./ Фото: dzen.ru

САУ в работе./ Фото: dzen.ru


Самое интересное в артиллерийском комплексе «Берег» – это возможность автоматической работы. В его состав входило до шести САУ, каждая из которых размещалась в наиболее выгодной позиции на берегу, а все вместе они могли контролировать большую площадь. В автоматическом режиме управление всеми артиллерийскими установками происходило через защищённые каналы с пункта управления, построенного на таком же шасси МАЗ-543М. При этом «Берег» имел собственную радиолокационную станцию и оптическое оборудование, мог обнаруживать цели на расстоянии минимум 35 километров и отслеживать их передвижения. Наведение на цель и выстрел в каждой САУ комплекса происходило автоматически, по команде с центрального поста, но экипажи могли работать и в автономном режиме, пользуясь собственными средствами наведения. Основной же целью для комплекса были десантные корабли и катера.

Машины комплекса А-222 «Берег»./ Фото: megavtogal.com

Машины комплекса А-222 «Берег»./ Фото: megavtogal.com


Помимо САУ и пункта управления, в состав комплекса «Берег» входили машины обеспечения боевого дежурства, где с относительными удобствами размещался свободный от дежурства личный состав. Помимо всего прочего, «палатка на колёсах» оборудовалась кондиционером и обогревателем.

Современные противокорабельные ракеты способны нанести большой урон любому военному кораблю, а при достаточном их количестве и авианосец не сможет от них спастись.


Обратите внимание:







770
6.01.2025 22:04
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё