Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



В 1980-е годы по обе стороны Атлантики произошел всплеск интереса авиационных конструкторов и военных к самолетам с обратной стреловидностью крыла. В Советском Союзе первопроходцами на этой ниве стало ОКБ Сухого. В Соединенных Штатах похожим проектом занималось DARPA – управление перспективных исследований Министерства обороны. В ходе этих исследований за океаном появился перспективный самолет Grumman X-29, а в Советском Союзе - Су-47 «Беркут». Почему же машина «Сухого» так и не пошла в серию, ведь работающий образец у ОКБ был?


Американский экспериментальный Х-29. |Фото: mob.org.

Американский экспериментальный Х-29. |Фото: mob.org.


Как и практически любое другое техническое решение, обратная стреловидность крыла имеет как серьезные преимущества, так и проистекающие из них закономерные недостатки. К бесспорным плюсам самолетов, выполненных по такой схеме, можно отнести лучшие взлетно-посадочные характеристики, меньшую заметность для средств ПВО, лучшую управляемость, высокую эффективность органов управления самолета на низких скоростях.

За основу советской машины был взят Су-27. |Фото: u-f.ru.

За основу советской машины был взят Су-27. |Фото: u-f.ru.


Расплачиваться за перечисленные плюсы приходится такими минусами, как резкое ухудшение управляемости самолета при небольшом угле атаки, а также повышенный риск падения машины в штопор. Собственно, проблемы с управляемостью при обратной стреловидности и стали главной причиной, почему при нынешнем уровне технического развития такая компоновка не используется в массовом производстве.

Обратная стреловидность привлекала внимание инженеров всего 1980-е. |Фото: airdatanews.com.

Обратная стреловидность привлекала внимание инженеров всего 1980-е. |Фото: airdatanews.com.


Однако, все перечисленное стало известно только после проведения сложнейших расчётов, многочисленных испытаний и создания первых опытных образцов. На момент начала 1980-х обратная стреловидность считалась одним из наиболее перспективных направлений в авиации – нужно было попробовать. Вот, собственно, и попробовали… Американский Grumman X-29 увидел свет в 1984 году. По итогу американцы сделали 2 прототипа самолета, которые совершили 242 полета. А уже в 1991 году DARPA решило закрыть проект, так как инициатива была признана откровенно неудачной.

Проект оказался успешным, но бесперспективным. |Фото: stylishbag.ru.

Проект оказался успешным, но бесперспективным. |Фото: stylishbag.ru.


Похожим образом ситуация складывалась и в Советском Союзе. В 1983 году появился проект Су-47 на базе тяжелого истребителя Су-27. Однако, после проведения всех расчётов и предварительных тестов в 1988 году программу решили закрыть как бесперспективную. Сразу после этого проектом заинтересовался советский флот, который предложил попытаться адаптировать Су-47 для авианесущих крейсеров. Проект получил второе дыхание, однако помешал распад страны Советов.

Самолет так и остался прототипом. ¦Фото: gunsfriend.ru.

Самолет так и остался прототипом. ¦Фото: gunsfriend.ru.


В 1990-е годы разработка «Беркута» никак не финансировалась, и инициатива существовала только благодаря частным усилиям самого КБ Сухого. В 1997 году в небо поднялся предсерийный прототип, а в 1999 его показали на выставке МАКС. Однако, после этого проект заглох окончательно. Тем не менее разработка «Беркута» все-таки послужила отечественному ВПК. В 2006-2007 годах наработки по Су-47 использовались в проекте многоцелевого российского истребителя Су-57. Правда, о создании самолетов с необычной стреловидностью крыла речи уже не шло.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему США не хотели пускать Ту-114 в свои аэропорты.


Обратите внимание:







4178
3.12.2023 19:35
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё