Автоматическая коробка передач - штука весьма удобная, поэтому внедрение ее в различных автоконцернах является нормой еще с середины прошлого столетия. В Советском Союзе же первые попытки поставить АКПП были произведены куда раньше. Вот только век этой технологии оказался недолгим, и на отечественных машинах еще много лет после продолжили ставить исключительно «механику».
АКПП на советских автомобилях массово так и не внедрили. /Фото: avtomobili-retro.ru
Разработку гидроавтоматов в СССР впервые запустили еще в тридцатых годах прошлого века - этим занимались специалисты открытого как раз для этой цели бюро в Ленинграде. Производили опытные образцы автоматов на заводе ЗИС, с привлечением сотрудников НАМИ. Однако тогда эти попытки не привели к какому-либо завершенному результату.
Уже в середине двадцатого века, когда тенденция по установке АКПП стала уже общемировой, советские автоконструкторы попробовали еще раз, уже на Горьковском автозаводе. Тамошние специалисты старались учитывать удачный опыт западных коллег - первые ГАЗы с автоматикой по сути, представляли собой лицензированную копию легковых и грузовых автомобилей производства Форд. Однако несостыковки показателей американского АКПП с силовыми агрегатами ГАЗ стали причиной того, что вскоре от автоматов отказались в пользу механики.
ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач. /Фото: lada-xray2.ru
Правда, от идеи внедрения автоматической коробки на ГАЗ на отказались совсем, и через некоторое время ее решили возобновить. На этот раз АКПП начали ставить на ГАЗ-14 «Чайку», однако двигатель этой модели почти в два раза мощнее, чем у «Волги», то конструкторам пришлось модифицировать передаточное числе планетарной передачи и коэффициента трансформации у гидравлического трансформатора. Кроме того, появилась муфта свободного хода.
Салон ГАЗ-14 с АКПП. /Фото: drive2.ru
Вторая попытка внедрить автоматическую КПП оказалась куда более успешной: система показала себя работоспособной и эффективной. По данным редакции Novate.ru, автоматика на «Чайке» выполняла ряд важных задач: с помощью переключения с заднего хода на понижающую и обратно, облегчалась раскачка застрявшего транспортное средство. Кроме того, понижающая передача позволяла торможение двигателем в условиях спуска машины с крутого склона. Однако при таких многообещающих результатах от АКПП все равно отказались, вновь сосредоточившись на серийном производстве механической коробки передач.
Автоматическая коробка передач ГАЗ-14. /Фото: avito.ru
Существует несколько версий такого решения инженеров Горьковского автозавода. Первая из них гласит, что конструкторы попросту разочаровались в своем автомате. Другое мнение указывает на практический смысл отказа: производство АКПП в те годы считался нерентабельным. Согласно третьей же версии, непосредственно автомобилисты жаловались инженерам на автоматику «Волги»: мол, она часто выходила из строя, хотя историки считают, что в данном случае все дело было в распределении этих машин в глубинки, а там попросту не существовало необходимого сервиса.
Машины с АКПП так и не были внедрены массово. /Фото: kolesa-uploads.ru
Исследователи истории автомобильного дела СССР считают, что если бы инженеры ГАЗ не отказались от дальнейшего выпуска и разработки автоматических коробок передач, то ее бы удалось удачно внедрить и на других заводах - к примеру, на том же АЗЛК пытались внедрить АКПП, за счет приобретения лицензии на трансмиссии у компании Borg-Warner. Однако это ни к чем не привело, и единственными машинами с автоматикой на просторах СССР так и остались примерно тысяча экземпляров ГАЗ.
В дополнение к теме: механика все еще используется, а значит, и о ее особенностях стоит знать - 5 распространенных ошибок, которые «гробят» механическую коробку передач