Гаджеты RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 2
+2
-1 0



Когда в античных источниках речь заходит о флоте, то время от времени встречаются упоминания о том, что мореходы регулярно вытягивали на сушу свои корабли. В первую очередь это касается разнообразных галер. Почему же древние мореплаватели были обречены выполнять эту, казалось бы, бесполезную работу. Корабль ведь деревянный, не утонет! Стоит на якоре – в море не унесет.


Далеко ли уплывешь на веслах? |Фото: Twitter.

Далеко ли уплывешь на веслах? |Фото: Twitter.


Долгое время считалось, что античные корабли – это что-то крайне примитивное и очень медленное. Окончательно развеять это заблуждение помогла реконструкция греческой триеры «Олимпия». Судно было построено при поддержке ВМС Греции и британских меценатов. Спустили на воду триеру в 1987 году. Тогда же были испытаны ее ходовые качества. В испытаниях приняло участие 200 добровольцев, 170 из которых стали гребцами. Оказалось, что на одной только весельной тяге без учета паруса «Олимпия» легко разгоняется до 9 узлов.

Для чего древние греки постоянно вытягивали свои корабли из воды на сушу

Для чего древние греки постоянно вытягивали свои корабли из воды на сушу


Много это или мало? Достаточно. Так, например, знаменитыq 104-пушечный британский линкор «HMS Victory» XVIII века постройки разгонялся не больше, чем на 10 узлов. Самый известный и один из самых быстрых клипперов XIX столетия «Cutty Sark» разгонялся до 17.1 узлов. Для сравнения советские Ракетные катера проекта 205 «Москит» 1950-х годов на тяге из трех дизельных двигателей М503 разгоняются максимум до 38.5 узлов. Но вернемся к нашим грекам в эпоху парусных кораблей с деревянным корпусом. Существовало две причины, почему в античности галеры постоянно вытягивали на сушу.

Примерно так выглядел греческий якорь. |Фото: ВКонтакте.

Примерно так выглядел греческий якорь. |Фото: ВКонтакте.


Во-первых, у древних греков были на редкость паршивые якоря. В Элладе применялись достаточно примитивные грибовидные каменные якоря. По сути это был просто каменный бублик с веревкой. Удержать даже не самую тяжелую триеру при сильном волнении такой якорь не мог. Поэтому бездействующий корабль было куда безопаснее вытянуть на берег. Важный шаг в развитии якорей сделают уже только римляне, который придумают «римский якорь» из железа и свинца, который в целом аналогичен современному «адмиралтейскому якорю», переоткрытому людьми после римлян только в 1820 году. Впрочем, даже римляне были вынуждены вытягивать суда на сушу, так как была еще одна важная причина…

Дно кораблей зарастало во все времена. |Фото: Twitter.

Дно кораблей зарастало во все времена. |Фото: Twitter.


Во-вторых, извлекать галеры на сушу приходилось из-за используемой древесины. Чаще всего строили их из хвойных пород. При всех достоинствах у хвойных пород древесины есть огромный недостаток – они очень хорошо впитывают влагу. Промасливать древесину греки хорошо умели. Вот только подобное технологическое решение никогда не было панацеей. Оно лишь позволяло продлить срок эксплуатации дерева, контактирующего с водой, замедлить деградацию материала, но не уберечь от нее полностью.

Парусный корабль положенный на борт ради тимберовки. 19 век. |Фото: wikimedia.org.

Парусный корабль положенный на борт ради тимберовки. 19 век. |Фото: wikimedia.org.


В-третьих, любое деревянное судно, что в IV веке до нашей эры, что в XIX веке уже нашей эры постоянно нуждается в обслуживании. Как минимум днище корабля нужно постоянно чистить от наросших на него ракушек и водорослей, которые существенно снижают ходовые качества как весельного, так и чисто парусного судна. Как максимум, любое деревянное судно нуждается в периодической «тимберовке» - полной или частичной замене деревянных элементов конструкции. Иногда тимберовка подразумевает почти полную разборку судна! Из-за незнания этого факта у многих людей в голове живет миф о том, что британские и голландские суда в Новое время служили по 100-150 лет, а флот «неуча» Петра I, построенный «криворукими русскими плотниками», сгнил, едва прошло 10! На самом деле ни один деревянный корабль не может служить десятилетиями без тимберовки.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, что представляет собой «Петр Великий»: на что способен главный тяжелый ракетный крейсер России.


Обратите внимание:








4042
30.11.2022 21:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё