
Во время Второй мировой войны началась бурная эволюция военной авиации, а инженеры разных стран буквально на ходу изобретали новые технологии. Но даже так в эксплуатации США на протяжении войны находилось более десятка различных видов истребителей, что само по себе невероятно много. Так зачем их столько понадобилось, если можно было бы обойтись двумя или тремя, бросив все силы на их развитие?
Когда один в поле не воин

Современный истребитель F-35./ Фото: kartinki.pics
Большую часть современной боевой авиации составляют исключительно истребители, и это не какой-то каприз, следование традициям или моде. Ведущие страны пересмотрели тактику и стратегию ведения войны с учётом современных реалий, и самолётам других типов здесь места не нашлось. Конечно, они используются, но основная нагрузка теперь ложится на истребители. Основным профилем многоцелевых боевых машин по-прежнему остаётся перехват воздушных целей, но они успешно могут использоваться в качестве площадки для запуска крылатых ракет, умеют сбрасывать бомбы и попутно вести разведку. Конечно, их функционал в этом плане ограничен, но этого вполне достаточно для ведения боевых действий.

Американские истребители Второй мировой./ Фото: pinterest.com
Во Вторую мировую войну всё было совсем не так. Авиация только развивалась, и боевые самолёты не могли похвастаться ни дальностью полёта, ни скоростью, ни тем более вооружением. Эффективность работы истребителей находилась на довольно низком уровне, не говоря уже о какой-то универсальности. Поэтому каждый из них был приспособлен для выполнения определённых задач и обладал неплохими возможностями в своей области. Всего можно выделить несколько ролей для истребительной авиации того времени: истребители для завоевания превосходства в воздухе, истребители для сопровождения бомбардировщиков, истребители-бомбардировщики, истребители двойного назначения, а также палубные боевые машины.
1. P-51 Mustang

P-51 Mustang./ Фото: pinterest.com
North American P-51 Mustang оказался одним из лучших истребителей союзников, отлично зарекомендовав себя в качестве самолёта сопровождения и хорошо в завоевании воздушного превосходства. В решающие годы войны он обеспечил господство в небе над Европой, а с появлением модификации с двигателем Rolls-Royce Merlin он получил непревзойдённую дальность полёта. В итоге он смог сопровождать бомбардировщики вглубь вражеской территории, и это изменило ход воздушной кампании. Если раньше «Летающие крепости» были уязвимы перед истребителями противника, то теперь они шли под надёжной защитой, их потери упали, а эффективность ударов по промышленным объектам Третьего рейха значительно выросла. Немецким пилотам пришлось иметь дело с маневренным и скоростным противником, способным вести бой на равных. Благодаря своим лётным характеристикам, P-51 Mustang вытеснил немецкую авиацию и даже противостоял реактивным истребителям, сбивая их во время взлёта и посадки.
2. F6F Hellcat

F6F Hellcat./ Фото: wikipedia.org
F6F Hellcat был основным палубным истребителем ВМС США, предназначенным для завоевания господства в воздухе над Тихим океаном. В его разработке учли опыт боёв с японскими самолётами, сделали его более быстрым, живучим и простым в управлении. Главными его преимуществами были высокая скорость, простая и прочная конструкция и мощное вооружение, что давало много преимуществ во время воздушного боя. С помощью Hellcat удалось подавить авиацию противника и прикрыть от ударов с воздуха собственные корабли, и благодаря этому эффективность использования авианосцев сильно возросла.
3. P-47 Thunderbolt

P-47 Thunderbolt./ Фото: pinimg.com
P-47 Thunderbolt изначально создавался как высотный истребитель, но его главной задачей было штурмовое прикрытие войск и уничтожение наземных целей. Благодаря мощному двигателю он получил высокую скорость, хорошо продуманная и прочная конструкция позволяла выдерживать серьёзные повреждения, а бронирование не раз спасало пилотов. Основным его оружием были восемь крупнокалиберных пулемётов, и это делало его грозным противником и в воздухе, и на земле. В Европе его использовали для сопровождения бомбардировщиков, а потом для нанесения ударов по вражеской технике, мостам и укреплениям. В воздушном бою он тоже отличился, в этом сильно помогли преимущества в скорости пикирования и мощное вооружение. В атаках по наземным целям он использовал бомбы весом до 453 килограммов и неуправляемые ракеты, чем наносил большой урон бронетехнике и железнодорожным составам. На Тихом океане он выполнял аналогичную роль, поддерживая морские десанты и атакуя аэродромы противника.
4. F4U Corsair

F4U Corsair./ Фото: pixel-creation.com
F4U Corsair задумывался как палубный истребитель, но в итоге он больше прославился в завоевании воздушного пространства над Тихим океаном, а также в качестве поддержки для наземных операций. Помимо крупнокалиберных пулемётов, он мог нести ракетно-бомбовое вооружение. Его максимальная бомбовая нагрузка составляла 1820 кг, куда входили две авиабомбы весом по 454 кг каждая, а также 8 неуправляемых ракет калибра 127 мм. Благодаря своей аэродинамике и высокой скорости он отличался хорошей манёвренностью и мог с большим преимуществом вести воздушный бой. К тому же его конструкция была достаточно прочной, чтобы выдерживать серьёзные повреждения. Морская пехота использовала его на передовых аэродромах, где он доказал свою эффективность в роли штурмовика, уничтожая укрепления, колонны техники и огневые точки противника. Его способность нести бомбы и ракеты сделала его незаменимым для поддержки десантных операций, особенно в боях за острова.
5. P-38 Lightning

P-38 Lightning./ Фото: wikipedia.org
Его разрабатывали как высотный истребитель-перехватчик, но P-38 Lightning в своём качестве нашли другое применение. Высокая скорость и большая дальность сделали его идеальным для завоевания господства в воздухе и сопровождения бомбардировщиков. Он был не таким маневренным, как его одномоторные аналоги, но за счёт двух моторов имел большие преимущества над океаном. Он мог преодолевать большие расстояния и оставаться в воздухе даже при наличии серьёзных повреждений. В воздухе он использовал быстрые атаки с дальних дистанций, а впоследствии его стали использовать для нанесения бомбовых ударов и для поддержки наземных операций. С его помощью уничтожались колонны войск и военные объекты противника.

Истребители F6F Hellcat./ Фото: pinterest.com
Каждый истребитель выполнял свою уникальную задачу и был эффективен в своей области. P-51 Mustang обеспечивал воздушное превосходство и сопровождал бомбардировщики, что значительно повысило эффективность ударов по врагу. F6F Hellcat стал основным палубным истребителем, демонстрируя высокую скорость и живучесть. P-47 Thunderbolt использовался для штурмовых операций, обладая мощным вооружением и способностью наносить удары по наземным целям. F4U Corsair обеспечивал поддержку наземным войскам. Такое разнообразие истребителей обеспечило гибкость в боевых действиях, что сыграло свою роль в условиях ограниченных возможностей техники того времени.
В отличие от истребителей прошлого, современные боевые машины многофункциональны и умеют выполнять самые разные боевые задачи, а некоторые вообще обладают выдающимися возможностями.