Автомат Калашникова и М-16 являются ярчайшими и наиболее известными представителями семейства автоматических винтовок. При этом АК появился на свет уже в 1949 году, а американцы смогли выпустить свою М-16 только в 1964. Как же так получилось, что одна из ведущих военных промышленностей мира отстала от СССР и даже Германии в данном вопросе более, чем на десять лет?
Автомат Федорова. /Фото: guns.allzip.org.
Сказать, кто в действительности был первым в вопросе создания автоматической винтовки для армии, не так уж просто. Так как в действительности ни советский АК, ни немецкий StG не были здесь первопроходцами. Идея автоматической винтовки появилась еще во второй половине XIX столетия. Именно тогда появляются и первые опытные образцы магазинных винтовок с возможностью ведения автоматического огня. Однако, из-за общей сложности несовершенства конструкции и недостаточной развитости производства ни о каком серийном выпуске подобного оружия и речи не шло. Тем не менее, эксперименты по созданию автоматической винтовки активно велись вплоть до Первой мировой войны во всех ведущих промышленных странах.
Первый американский автомат. /Фото: amp.topwar.ru.
В 1917 году американский конструктор Джон Мозес Браунинг создает экспериментальную автоматическую винтовку «Browning Automatic Rifle». Однако, после ряда улучшений американский BAR займет в классификации промежуточную позицию между автоматической винтовкой и ручным пулеметом. Примерно в то же время в Российской империи создается экспериментальный Автомат Федорова – один из наиболее удачных полноценных представителей семейства автоматических винтовок. Больше внимание развитию данного семейства оружия будут уделять и в СССР. Так в 1936 году на свет появляется опытная АВС-36. Примеров такого оружия в довоенный период было много. Однако все эти автоматические винтовки очень сильно отличались от тех, что привык видеть современный человек. Поэтому сегодня их принято относить к условному «первому поколению».
СВТ-40 для советской армии. /Фото: goodfon.ru.
Развитие конструкторской идеи продолжалось и во Вторую мировую войну. Тем не менее, из-за несовершенства именно автоматических винтовок большинство стран все еще пользовалось старыми магазинными винтовками. Некоторым компромиссом между ними и оружием будущего стали так называемые самозарядные винтовки: СВТ-40 в СССР от 1938 года, М1 «Гаранд» в США от 1936 года, Гевер-43 в Германии от 1943 года. При этом СССР на момент начала Великой Отечественной войны был страной с самой большой долей самозарядных винтовок в эксплуатации армии. Апофеозом автоматического оружия первого поколения стал немецкий StG-44, появившийся на свет в 1943 году.
Плод сумрачного тевтонского гения. /Фото: popgun.ru.
Главной сложностью в разработке автоматической винтовки с XIX по конец первой половины XX века была адаптация старых калибров патронов под принципиально новую конструкцию. Развитие систем автоматического огня было напрямую завязано на развитие унитарного патрона. Инженеры всех стран не сразу додумались до того, что автоматические оружие не должно использовать большие калибры. Почти 50 лет понадобилось для того, чтобы автоматика прошла путь от попыток использования 7.9-9 мм патронов до использования патронов 7.62 и 5.45-5.56 мм. Таким образом додумались до этого инженера только к концу Второй мировой войны.
AR10 появилась раньше М16. /Фото: wikimedia.org.
Автомат Калашникова 1949 года ознаменовал начало второго поколения автоматических винтовок. Однако, все это не означает, что своего автоматического оружия не делалось в США. Разница была лишь в том, что вплоть до 1964 года в Америке создавали образцы первого поколения или образцы на стыке двух поколений. Еще в 1944 году в США появилась автоматическая винтовка Т20 на базе самозарядной винтовки М1 «Гаранд», а в 1954 году была создана AR-10, в 1957 году – автоматическая винтовка М14. Таким образом нельзя сказать, что все это время (до 1964 года) в США не было своих собственных автоматов.
Автоматическая винтовка М14. /Фото: warfor.me.
В продолжение темы читайте про то, почему немецкие солдаты носили пистолет с левой стороны, а русские – с правой.