В последние годы все большую популярность в армиях разных стран приобретают так называемые колесные танки. Своя собственная машина подобного толка в обозримом будущем может появиться и в России. Вот только здесь же возникает целая серия вопрос и главный касается того, стоит ли вообще подобная игра свеч?
Итальянский колесный танк Кентавр. |Фото: war-book.ru.
Колесный танк не является изобретением XXI века. Первые попытки создавать такие были предприняты еще в годы Первой мировой войны. Расцвет колесного танкостроения пришелся на 1930-е годы. Причем интересовались колесными танками конструкторы как на Западе, так и на Востоке. Важно подчеркнуть, что термин «колесный танк» является неофициальным и по сути под ним подразумевается хорошо бронированный автомобиль повышенной проходимости с мощным пушечным вооружением, предрасположенным к противотанковой борьбе. В СССР были проекты колесных машин на базе БТ-2, БТ-5 и БТ-7. Отдельные прототипы даже успели повоевать на стороне республиканцев против фашистов во время Гражданской войны в Испании.
Американский Страйкер. |Фото: odetievbrony.ru.
Увы, показали себя они не с лучшей стороны, а потому к 1941 году колесный танк стал не триумфом Красной армии, а скорее триумфом Вермахта. Впрочем, не чурались такой конструкции и главные враги коммунистов. Здесь достаточно вспомнить немецкую Sd.Kfz. 234. Правда совокупный тираж всех «Пум» не превысил 480 единиц за годы войны. Но несмотря на весь сомнительный опыт первых десятилетий, идея легкого шасси с тяжелой пушкой не отпускала конструкторов весь XX век. Сегодня колесные танки используются во многих странах: Maneuver Combat Vehicle в Японии, AMX-10RC во Франции, Centauro в Италии, ZTL-11 в Китае и конечно же знаменитый Stryker M1128 MGS в США. Попытки обзавестись собственным колесным танком делались и в СССР. Наиболее показательным примером является проект 2С14 «Жало-С», правда дальше испытаний дело в 1980-е годы так и не пошло.
Используются во всем мире. |Фото: military-az.com.
В 2014 году концепция колесных танков в России была в очередной раз разгромлена и отвергнута. Министерство обороны отказалось от закупки подобных машин. Не помогло тогда даже изучение закупленных для изучения в начале 2010-х годов итальянских Centauro (Кентавр). Однако, несмотря на настроения консерваторов в армии, колесные танки постепенно отвоёвывают свое существование и в армии России. А все потому, что помимо многочисленных недостатков в сравнении с классическим гусеничным танком, бронеавтомобиль с танковой пушкой обладает рядом серьезнейших преимуществ.
Колесные танки - оружие будущего. ¦Фото: Twitter.
У колесных танков намного больше запас хода, при этом расход топлива у них в 2-3 раза меньше, чем у современных ОБТ. Колесные танки в отличие от гусеничных способны самостоятельно совершать длительные марши, они не нуждаются в настолько же сложной топливо-ремонтной инфраструктуре и намного лучше подходят для войн с низкой интенсивностью боевых действий, когда куда больше зависит не от огневой мощи и защищенности, а от маневренности (в стратегическом смысле) и надежности техники.
В отличие от классических танков, бронеавтомобили могут самостоятельно выбирать маршрут, не привязываясь к железнодорожному полотну. Наконец, они не портят асфальт. При этом сочетание скорости и высокой огневой мощи делает такую технику чрезвычайно универсальной. Не исключено, что в ближайшие 30-50 лет именно колесные танки станут основой ударных оперативных групп.
Платформа Бумеранг. |Фото: war-book.ru.
Своего собственного колесного танка в серийном производстве у России все еще нет. Однако появиться такой может уже в ближайшие несколько лет на базе перспективной платформе К-17 «Бумеранг». Использоваться «Бумеранг» может как для создания БМП и БТР, так и для создания колесных танков и САУ. В частности, на К-17 можно поставить башню со 125-мм пушкой и блоком ПТУР «Корнет».
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про БТ-7: почему бесполезную в танковом бою машину продолжали использовать до 1945 года.