Перспективный БТР-90 в своё время должен был стать достойной заменой более ранней модели бронетранспортёра, который вполне заслуженно заработал дурную славу. Парадоксально, но факт, что новую разработку успели принять на вооружение, а потом от неё попросту отказались, перечеркнув всю работу по этому проекту.
Предшественник
БТР-80./ Фото: modernweapon.ru
Бронетранспортёр БТР-80 долгое время состоял на вооружении и участвовал в нескольких конфликтах. Славы он особой не приобрёл, зато получил массу нелестных отзывов от боевых подразделений. По пересечённой местности боевая машина была вынуждена ездить очень осторожно, поскольку находившиеся внутри бойцы чувствовали себя гораздо хуже, чем на американских горках. От водителя же требовалось особое искусство, чтобы машина не нырнула носом в яму с самыми печальными для себя последствиями. Бронирование – это особая история. Чтобы облегчить вес машины, его изготовили из алюминия, поэтому защиту он обеспечивал весьма посредственную.
БТР-80./ Фото: triptonkosti.ru
Дошло до того, что бойцам приходилось ехать на броне, а не внутри БТР. Если во время движения начинался обстрел, машина мгновенно превращалась в ловушку, поскольку быстро выбраться из неё было невозможно, а броня почти не защищала. Военным требовалась новая бронетехника, обладающая более мощной защитой и вооружением, что в первой половине 1990-х годов заставило задуматься о разработке новой модели бронетранспортёра, а его созданием занялся «Горьковский автомобильный завод».
БТР-90
Бронетранспортёр БТР-90/ Фото: innati.ru
Первое, о чём позаботились конструкторы, была защита. Поскольку её сильно не хватало в предыдущей модели, броню существенно усилили. Теперь она сваривалась из стальных, а не алюминиевых бронелистов и могла защитить от стрелкового оружия и осколков. Снизу бронекорпус одели в противоминную защиту. Её форму сделали в виде клина, чтобы было легче отразить взрывную волну и осколки.
Российский колёсный бронетранспортёр./ Фото: triptonkosti.ru
Ходовую часть полностью переработали. За основу приняли колёсное шасси с четырьмя осями, причём трансмиссию сделали полноприводной, и крутящий момент передавался на каждое колесо постоянно. При этом все колёса получили независимую подвеску, что намного улучшило ходовые качества. Дополнительно БТР-90 оснастили бортовой системой. Она занималась управлением различными узлами, а также их диагностикой. В боевую машину внедрили немало новшеств, например, трансмиссию. БТР поворачивал за счёт разницы в скорости вращения колёс между бортами, благодаря чему радиус разворота существенно уменьшился. Как заявлялось, боевая машина могла развивать скорость до 50 км/ч по пересечённой местности, но вряд ли это понравилось бы бойцам внутри.
Движитель для плавания./ Фото: drive2.ru
Роль основного орудия выполняла автоматическая 30-миллиметровая пушка, а рядом с ней устанавливался пулемёт калибром 7,62 миллиметра. Боевые возможности расширялись за счёт гранатомёта и противотанкового ракетного комплекса. Правда, в итоге оказалось, что такие возможности никому не нужны.
БТР-90./ Фото: dzen.ru
В 1994 году первый прототип БТР-90 продемонстрировали заказчику, а потом отправили на всестороннее тестирование. Как показали испытания, особых проблем у боевой машины не нашлось, поэтому её приняли на вооружение и дали «добро» на подготовку серийного производства. Выпуск БТР-90 планировали начать в 2011 году, но проект внезапно закрыли. Причиной же стали радикальные изменения в концепции ведения боевых действий. Министерство обороны пересмотрело её с учётом современных технологий, а также уже имеющейся и перспективной военной техники, состоящей на вооружении в разных странах. Новый БТР в эту схему совсем не вписывался, поскольку его возможности оказались недостаточными. Программу по его производству сразу же свернули, зато открыли новый проект, созданный впоследствии БТР «Бумеранг» в итоге оказался намного лучше.
Впоследствии появились новые модели бронетранспортёров «Бумеранг» и БТР-82А, которые значительно превосходили БТР-90 и по ходовым качествам, и по бронированию, и по вооружению.