Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



В марте 1942 года в Советском Союзе совершил первый полет новый одномоторный истребитель – Ла-5. Машина была разработана под руководством Семёна Алексеевича Лавочкина в стенах небезызвестного ОКБ-21. Новый самолет должен был удовлетворить потребность военно-воздушного флота в более эффективном истребителе. Однако, из-за того, что машина создавалась в условиях военного времени, еще на стадии разработки стали очевидны отдельные недостатки оригинальной конструкции. Едва в июле 1942 года Ла-5 пошел в серию, как советские инженеры сразу же взялись за модернизацию машины.


Главная проблема была в двигателе. |Фото: asisbiz.com.

Главная проблема была в двигателе. |Фото: asisbiz.com.


Новый Ла-5 смог заметно сократить отставание советской истребительной авиации относительно немецких «коршунов». Однако, ни превзойти, ни даже сравниться с самолетами гитлеровцев машина 1942 года все еще не могла. Над первой модификаций Ла-5 советские конструкторы стали работать сразу после запуска серийного производства. Уже в декабре 1942 года ОКБ-21 представило Ла-5Ф с улучшенным форсированным двигателем и полностью переработанным фонарем кабины. Модернизированный «Лавочкин» стал намного удобнее и ощутимо быстрее оригинальной модели. Однако, этого все еще было недостаточно…

Проблемы были и с аэродинамикой. |Фото: livejournal.com.

Проблемы были и с аэродинамикой. |Фото: livejournal.com.


Еще до появления Ла-5Ф благодаря проведенным в аэродинамической трубе тестам стало понятно, что одним из основных источников проблем в «Лавочкине» остается старый карбюратор АК-82ВП. Данный элемент двигателя М-82 провоцировал повышенный расход топлива, из-за чего падала не только дальность полета, но также страдала аэродинамика машины. В свою очередь плохая аэродинамика понижала скоростные характеристики истребителя. Предварительные расчеты советских конструкторов показывали: самолет можно разогнать еще на 59 км/ч решив проблему аэродинамического сопротивления и герметизации. Позднее проблемы были обнаружены и в крыльях Ла-5. Оказалось, что в некоторых режимах полета крыло нового «Лавочкина» обладает наименьшей подъемной силой среди всех отечественных истребителей.

Советские конструкторы проделали шикарную работу. |Фото: patriotmagazin.cz.

Советские конструкторы проделали шикарную работу. |Фото: patriotmagazin.cz.


Работы по модернизации не останавливались ни на неделю. Наконец, в марте 1943 года в ОКБ-21 был представлен новый герметичный капот двигателя для Ла-5 с закрытым тоннелем масляного радиатора и спрятанным под фюзеляж воздухозаборником. Испытания самолета в ЦАГИ показали, что одно только решение проблем герметизации конструкции добавляет «Лавочкину» не 24 км/ч, а все 30 км/ч максимальной скорости. И хотя полностью побороть проблемы в аэродинамическом сопротивлении на тот момент не удалось, другие улучшения добавили Ла-5 еще до 15 км/ч скорости. При этом конструкторам удалось заметно улучшить температурный режим двигателя за счет улучшения работы воздухозаборника.

После доработки самолет стал существенно быстрее. |Фото: авиару.рф.

После доработки самолет стал существенно быстрее. |Фото: авиару.рф.


Одновременно с этим мотор Ла-5 было решено лишить старого проблемного карбюратора. Вместо него новый двигатель М-82Ф был оснащен системой непосредственного впрыска. Дальнейшая доработка двигателя до М-82ФН позволила увеличить мощность мотора на 150 л.с до 1 850 л.с. Таким образом новый агрегат постоянно работал с такой же эффективности, с какой его предшественник М-82Ф мог работать в чрезвычайном режиме не больше 10 минут. И хотя новый двигатель был почти на 30 кг тяжелее своего предшественника, данный недостаток полностью сводился на нет возросшей мощностью и сократившейся массой фюзеляжа модернизированного истребителя.

Гроза немецких истребителей. |Фото: mavink.com.

Гроза немецких истребителей. |Фото: mavink.com.


Среди других важных инноваций в Ла-5ФН появилась новая радиостанция, утолщенное на 2 мм (до 57 мм) бронестекло, утолщенная на 2 мм (до 8 мм) бронеспинка в кабине пилота. Сразу после запуска в серийное производство для Ла-5ФН также начали делать металлические фюзеляжи, вместо деревянных. Это позволило освободить 147 кг массы для топлива. В отличие от самолетов-предшественников, новый «Лавочкин» оснащался 4-5 баками вместо двух. На испытаниях улучшенным самолет показал высокие летные характеристики. У земли Ла-5ФН разгонялся до 595 км/ч, став на 38 км/ч быстрее своего предшественника Ла-5Ф. На высоте в 6 км доработанный истребитель выжимал из себя 648 км/ч, что в свою очередь было на 58 км/ч больше, чем у модели-предшественника.

Самолет получился отличный! ¦Фото: novyefoto.ru.

Самолет получился отличный! ¦Фото: novyefoto.ru.


По большинству характеристик Ла-5ФН смог сравниться с немецкими истребителями «Мессершмит» и «Фокке Вульф», а по некоторым параметрам 5ФН даже превосходил своих немецких противников. Особенно опасен для вражеской авиации «Лавочкин» стал на малых высотах и при вертикальном маневре. Сократилось количество необходимых виражей для захода в хвост большинству самолетов противника. Данное обстоятельство серьезнейшим образом повлияло на тактику воздушного боя советских ВВС во второй половине Великой Отечественной войны. Также в ходе испытаний неожиданно выяснилось, что Ла-5ФН приобрел возможность вести маневренный бой даже в условиях тяжелейших перегрузок. В последствии от серии к серии советские конструкторы продолжали дорабатывать 5ФН. С лета 1943 года немецким коршунам пришлось забыть о безоговорочном превосходстве в воздухе и не последнюю роль в этом сыграл доведенный до ума «Лавочкин».

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про 5 «старых» самолетов прошлого века, которые до сих пор находятся в строю.


Обратите внимание:







2331
26.11.2023 21:12
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё