Первым советским турбореактивным истребителем был МиГ-9, поднявшийся в воздух в 1946 году. А уже в конце 1947 года был разработан МиГ-15, который в итоге стал одним из самых массовых реактивных истребителей в мире. В 1949 году авиационный парк ВВС СССР пополнился еще более совершенным МиГ-17. Первые реактивные истребители СССР легко узнаются по отсутствию привычного носа. На его месте был установлен воздухозаборник. Если заглянуть внутрь данного компонента, то можно увидеть странную перегородку. Зачем она нужна?
Перегородка в воздухозаборнике хорошо видна. |Фото: modernweapon.ru.
В реактивном самолете воздухозаборники используются для тех же самых целей, что и во многих других машинах – получение воздуха, который используется для окисления топливной смеси и в качестве проводника тепла. При этом воздух, попадающий в воздухозаборник на сверхзвуковых скоростях, нужно как-то замедлить до дозвуковой скорости в целях безопасности. Для достижения этой цели могут использоваться самые разные средства. В самолетах второй половины XX и XXI века для этого используются специальные автоматические устройства, которые могут быть выполнены в качестве подвижных клиньев, люков, конусов, сеточек и т.п. В первых машинах никакой автоматики не было.
Первые самолеты были такими. |Фото: w-dog.ru.
Если речь не идет о современных воздухозаборниках типа DSI, то у большинства военных самолетов их два. От каждого воздухозаборника к двигателю самолета идет отдельный воздушный канал. Как правило, воздухозаборники расположены по разные стороны от кабины или под ней. Однако, у первых реактивных самолетов он был только один и располагался, как правило, на носу. Это создавало некоторые трудности для конструкторов, для решения которых требовались дополнительные ухищрения.
Все дело в компоновке. |Фото: dishmodels.ru.
Перегородка внутри воздухозаборника самолетов МиГ-15 и МиГ-17 нужна для его разделения на два отдельных канала. А все потому, что из-за особенностей конструкции самолета – расположения кабины пилота, не представлялось возможным установить одну большую воздушную трубу от воздухозаборника до двигателя самолета в хвостовой части. Поэтому конструкторы делили воздухозаборник на два канала, которые с разных сторон огибали кабину пилота, после чего снова объединялись в одну трубу перед самым двигателем.
У современных самолетов воздухозаборников просто два. ¦Фото: wpristav.com.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, за что американцы не любят российский учебно-боевой самолет Як-130.