Советский и российский самолёт Ил-76 заступил на службу ещё в 1975 году и оказался настолько удачным, что его активно используют и производят до сих пор. Сначала его использовали в качестве военно-транспортного, а потом разработали многочисленные модификации для выполнения самых разных задач. Интересно, что все они имеют несколько общих особенностей, о предназначении которых сложно догадаться с первого взгляда.
Тайна происхождения
Ан-22./ Фото: russianplanes.net
Как обычно происходит с самыми удачными образцами различного рода техники, Ил-76 с самого начала не собирались строить вообще, а своим существованием он обязан, во-первых, чистой случайности, а во-вторых, не очень удачной конструкции большегруза Ан-22 «Антей». Ещё в 1960 году Сергей Ильюшин (ОКБ-240) пытался продвинуть проект военно-транспортного самолёта, но не преуспел. Представленный им проект по своим предполагаемым лётно-техническим характеристикам был хуже, чем транспортник Ан-22, над которым тогда активно велась работа. Проект представленного им Ил-60 положили в долгий ящик и забыли о его существовании. Возможно, о нём никто и никогда бы не вспомнил, но у «Антея» появился сильный конкурент – американский военно-транспортный самолёт Lockheed C-141 Starlifter. По целому ряду показателей он опережал советский грузовик, к тому же Ан-22 имел несколько серьёзных недостатков.
Схема Ил-76./ Фото: drive2.ru
Первым из них была слишком маленькая скорость. Ан-22 оснащался турбовинтовыми двигателями, а те принципиально не могли обеспечить нужных показателей, а значит, время доставки жизненно важных военных грузов, техники и личного состава сильно увеличивалось. Второй же недостаток – высокая стоимость производства, дорогая эксплуатация и столь же недешёвое обслуживание. Для военных, которые готовы экономить на всём подряд, это была настоящая катастрофа. И когда военным понадобилась альтернатива «Антею», они вспомнили о проекте Сергея Ильюшина.
Военно-транспортный Ил-76./ dzen.ru
Конечно, он не совсем соответствовал требованиям, но основа уже была заложена, и специалистам ОКБ-240 доверили разработку нового проекта транспортного самолёта. И требований к нему было много. В частности, будущий Ил-76 должен был стать универсальным грузовиком, который был бы способен обеспечивать переброску военных частей в любую точку в пределах досягаемости, даже куда-нибудь в лютую глухомань. Конструкторы постарались реализовать все пожелания военных, благодаря чему транспортный самолёт и обзавёлся нестандартной конструкцией и забавным внешним видом.
Полный комплект для бездорожья
Посадка Ил-76 на грунт./ Фото: dzen.ru
Одна из особенностей военно-транспортного самолёта – лететь куда прикажут и приземляться на первую подходящую просеку. Хоть это и звучит несколько утрированно, но при необходимости самолёт придётся разгружать где-нибудь в лесу или в поле на спешно подготовленной взлётно-посадочной полосе. Военный грузовик просто обязан «дружить» с обычным грунтом также хорошо, как и с бетонированной ВПП, и конструкторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы приспособить Ил-76 к работе в полевых условиях. Изначальный проект Ил-60, предложенный Ильюшиным, был среднепланом. То есть крылья у него крепились посредине фюзеляжа (среднеплан), то есть примерно на его центральной оси. Также предполагалось, что самолёт получит четыре турбовинтовых двигателя, а между их лопастями и поверхностью ВПП оставалось достаточно свободного пространства, чтобы винт не цеплялся за полосу. В случае же с Ил-76 компоновку самолёта пришлось менять на верхнеплан, поскольку самолёт должен был садиться на плохо подготовленный грунт, и никто не мог дать гарантию, что гондолы моторов не зацепятся во время крена. Двигатели тоже заменили на турбореактивные, но по другой причине – чтобы повысить скорость полёта.
Внизу кабина штурмана./ Фото: dzen.ru
Впрочем, этого было недостаточно, чтобы обеспечить самолёту беспроблемную посадку и взлёт в очень сложных условиях. Самолёты никогда не могли похвастаться слишком хорошей обзорностью из кабины пилотов, а в этом конкретном случае она была очень важна. Никто не мог сказать заранее, в каких условиях придётся осуществлять посадку, но абсолютно точно все были уверены, что простыми они не будут. Деревья, камни, взлётно-посадочная полоса ограниченной длины, горы и прочие помехи легко могут послужить причиной авиакатастрофы. И решением проблемы стала необычная конструкция кабины пилотов.
Вид из кабины штурмана./ Фото: yaplakal.com
Поскольку штурману нужен был хороший обзор, специально для него сделали отдельную кабину и разместили её в носовой части, прямо под кабиной пилотов. Разумеется, штурман должен был видеть, что находится прямо перед самолётом, поэтому для кабины сделали панорамное остекление, так он мог видеть и пространство прямо по курсу, и то, что находится внизу. При этом остекление сделали не сплошным, оно состояло из небольших по размеру секций, и снаружи это смотрелось очень необычно. Кабина штурмана выглядела как широкая улыбка. А самолёт казался очень весёлым. Конечно, это вызывало много вопросов, но без знания предмета очевидный ответ найти было сложно.
Грузовые проблемы
Внутри грузового отсека Ил-76./ Фото: russianplanes.net
Не меньшие проблемы возникли, когда стали планировать грузовой отсек. Как бы конструкторы не старались, они не могли придумать систему погрузки и разгрузки, которая не мешала бы десантированию. Ведь самолёт Ил-76 должен был стать не только грузовым транспортом для перевозки грузов, личного состава и военной техники. Изначально его собирались превратить в универсальную платформу, пригодную для выполнения практически любых задач с минимальными изменениями в конструкции. Помимо транспортирования грузов, самолёт можно было бы переоборудовать как санитарный, пассажирский, радиолокационный или же десантный.
Вход в грузовой отсек./ Фото: starcity-tours.ru
Военно-транспортный Ил-76 планировалось оборудовать пандусом для самопогрузки военной техники и личного состава, а также несколькими тельферами, чтобы грузить на самолёт тяжёлые ящики и объёмные контейнеры. И вот тут створки люка и пандус постоянно мешали, какие бы варианты не рассматривали. Большие раскрывающиеся в стороны створки обязательно ухудшат аэродинамику и будут мешать полёту. То же самое произойдёт со слишком большим пандусом, а если открывать створку вверх, то не смогут работать тельферы. Ситуация казалась безвыходной, пока створки не разделили на четыре части.
Погрузка тельферами./ Фото: ulpressa.ru
Самая большая створка открывалась вниз и одновременно выполняла роль пандуса, а чтобы она не была слишком длинной, сделали верхнюю створку, которая поднималась наверх под «потолок» самолёта. Оставшиеся узкие створки открывались вбок и не мешали во время полёта. Всего в Ил-76 установили две направляющие для погрузочно-разгрузочного оборудования. И на каждой из них закрепили по два тельфера грузоподъёмностью 2,5 тонны. При этом направляющие с тельферами можно было выдвигать на расстояние до пяти метров из грузового отсека, а работая ими одновременно, несложно было грузить большие и тяжёлые контейнеры. Благодаря таким очевидным и не очень решениям Ил-76 превратился в универсальный самолёт. Его выпускают и по сей день в разных модификациях.
Некоторые из модификаций военно-транспортных самолётов очень своеобразные. К примеру, американский «Геркулес» переделали в настоящую летающую крепость с мощной артиллерией.