Газотурбоход на воздушной подушке «Сормович». | Фото: doroshenko-us.livejournal.com.
1960-е - 1980-е годы в истории нашей страны стали периодом, когда воплощались в металле наиболее смелые и амбициозные проекты и разработки. Именно в это время появились экранопланы, суда на воздушных крыльях и воздушной подушке. И если «речные автобусы», «Метеоры», видел почти каждый житель СССР, то уникальный проект «Сормович» оказался практически забыт. Как создавалось это судно, не имеющее аналогов в мире – далее в обзоре.
Судно на воздушной подушке «Сормович» передвигалось по воде, отмелям и даже «перескакивало» через песчаные косы. | Фото: doroshenko-us.livejournal.com.
Первые суда на воздушной подушке появились в 1930-х годах. Это были небольшие экспериментальные машины, которые едва-едва демонстрировали основной принцип работы. А уже в 1960-е гг. в Советском Союзе, впрочем, как и в других странах, интерес к этому виду транспорта вырос очень сильно. Идея судна, которое буквально летит над поверхностью воды, оказалась жизнеспособной и сулила немалую выгоду.
Судно на воздушной подушке «Сормович» у причала. | Фото: doroshenko-us.livejournal.com.
В 1965 году на горьковском (сейчас - Нижний Новгород) заводе «Красное Сормово», выпускавшем знаменитые «Ракеты» и «Метеоры», собрали совершенно новую машину. Газотурбоход на воздушной подушке проекта 1872 официально окрестили «Сормович». По замыслу конструкторов, это был скоростной «водный автобус», который мог перевозить до 50 пассажиров. В отличие от судов на подводных крыльях, «Сормович» легко проплывал через отмели, песчаные косы, лед, мог выходить на берег для погрузки-выгрузки пассажиров.
Судно на воздушной подушке «Сормович» на берегу Волги. | Фото: doroshenko-us.livejournal.com.
Судно длиной 29,2 метра и шириной 11,3 метра ходило по Волге, из Горького в Чебоксары и обратно. Силовая установка «Сормовича» – это газотурбинный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт (2300 л.с.) со списанного самолета, приводящий в действие вентилятор для накачивая воздушной подушки, и еще два вентилятора, толкающие судно. Благодаря тому, что корпус судна сделан из легкого алюминиево-магниевого сплава, на испытаниях удалось достигнуть скорости 120 км/ч. Это почти вдвое быстрее «максималки» «Метеора».
Судно на воздушной подушке «Сормович». | Фото: rivershkiper.livejournal.com.
Главной «фишкой» «Сормовича» была резиновая юбка высотой 80 сантиметров, опоясывающая судно по кругу. Нагнетаемый вентилятором воздух поднимал машину на 25-30 сантиметров выше уровня воды.
В передней части корпуса «Сормовича» находился салон и кабина управления. Там в комфортных, очень удобных креслах размещались 3 члена экипажа и пассажиры.
Вид сзади на советский газотурбоход «Сормович». | Фото: doroshenko-us.livejournal.com.
Изначально предполагалось, что «Сормович» будет всепогодным транспортом, но зимняя Волга оказалась судну «не по зубам». | Фото: doroshenko-us.livejournal.com.
После заводских испытаний в 1971-1972 гг. «Сормович» регулярно обслуживал линию Горький-Чебоксары. Расстояние в 274 километра судно проходило всего за день, что ранее, из-за сложной навигации, было довольно сложно. За это время обнаружилось немало конструкторских недоработок, среди которых самая «плохая» – частый выход из строя раздаточного редуктора. Также изнашивалась резиновая юбка, создающая воздушную подушку. А еще очень пугались люди, живущие на берегу Волги, так как авиационный двигатель «Сормовича» издавал очень сильный вой.
Люди, жившие в СССР, до сих пор с восторгом вспоминают «Метеоры» - великолепные речные автобусы на подводных крыльях. А совсем недавно этот вид транспорта в России был возрожден, и россияне, живущие на реке, могут прокатиться на новой «Комете».