Сложно будет отыскать во Второй мировой войне самолет, который бы советские солдаты, также как и солдаты союзнических армий, боялись и ненавидели больше, чем Junkers Ju 87. Без преувеличения будет сказано, что «Штука» является лучшим пикирующим бомбардировщиком своего времени. Куда интереснее то, что у Ju 87 был ряд весьма примечательных технических решений.
Примечание редакции: фотографии, использованные в материале, являются снимками, сделанными корреспондентами в годы Второй мировой войны. Цель их использования - отражение исторической действительности, а вовсе не пропаганда немецкого нацизма или фашизма.
«Гадкий утенок» Люфтваффе
Трофейный Ю-87 в руках Союзников. |Фото: waralbum.ru.
Юнкерс Ю-87 «Штука» - удивительный самолет. Одномоторный пикирующий бомбардировщик на двух членов экипажа (пилот и стрелок) смог стать лучшим штурмовиком Второй мировой войны. Первый полет машина совершила еще 17 сентября 1935 года, а уже в 1936 году Ю-87 был поставлен на вооружение. Главным конструктором самолета был Герман Польман. Использовались «Штуки» вплоть до конца войны. Сегодня во многих исторических фильмах Ю-87 наделяется большим символическим смыслом, подобно автоматам MP-40, танкам «Тигр» и «Пантера», бомбардировщик «Штука» стал олицетворением военной мощи нацистской Германии.
Перед взлетом. |Фото: waralbum.ru
Удивителен тот факт, что с точки зрения авиации «Штука» на момент создания была если не откровенно неоднозначным, то действительно очень странным пикирующим бомбардировщиком. Дело в том, что у Юнкерса Ю-87 весьма посредственная скорость движения, не лучшая маневренность и плохая аэродинамика. Причиной тому в первую очередь неубирающиеся шасси, о которых речь пойдет чуть позже. При этом «Штуки» были очень прочными и надежными самолетами.
Пока же стоит сказать, что в начале войны именно Ю-87 сделали огромный вклад в реализацию «Блицкрига» против Франции, Бельгии и Нидерландов. Первый раз самолеты применили в Испании в 1936 году в составе легиона Кондор. За годы войны в Германии создали более 6.5 тысяч «Штук».
Интересный факт: название «Штука» происходит от «Sturzkampfflugzeug» — пикирующий бомбардировщик.
Унисон «Иерихонской трубы»
Ю-87 летят на задание. |Фото: fotowarmotors.ru.
Пикирование Ю-87 с дальнейшим сбросом бомбы было важнейшей боевой задачей данного самолета. Чаще всего пикирование осуществлялось летчиками Люфтваффе по углом 40-50 градусов без использования воздушных тормозов. В контролируемом падении скорость движения бомбардировщика постоянно росла, что затрудняло работу вражеских зениток. В этом и заключалась сильная сторона «Юнкерсов». При этом, если воздушные тормоза активировались, то они могли самостоятельно, без помощи пилота, вывести самолет из пике.
Заходят на цель. |Фото: fotowarmotors.ru.
Отличительной четой «Штук» было использование специальной сирены, которую прозвали «иерихонская труба». Это устройство приводилось в действие потоком набегавшего воздуха. В результате, во время пикирования самолет издавал страшный вой. По изменению тональности этого воя пилот понимал, когда пришло время выводить Ю-87 из пике без использования приборов. Кроме того, «иерихонская труба» помогала деморализовать отряды противника на поле боя. Использовалась данная сирена вплоть до 1943 года.
В начале войны их очень боялись. |Фото: fotowarmotors.ru.
Что же касается шасси, то у «Штуки» они были в принципе не убирающимися. Сделано это было из исключительно утилитарных соображений. Командование хотело, чтобы Ю-87 мог садиться даже на импровизированные аэродромы вблизи линии фронта и поддерживать наступающие войска. По сути, аэродинамику машины принесли в жертву максимальному числу боевых вылетов.
Поломанные крылья
Советский солдат осматривает сбитый Ю-87. ¦Фото: imgur.com.
Наводил ужас Ю-87 только в первые годы войны. Несмотря на то, что он всегда оставался лучшим пикирующим бомбардировщиком, как военный самолет Ю-87 имел ряд недостатков. Уже во время Битвы за Британию стало понятно, что из-за низкой скорости и плохой маневренности использовать «Штуки» без господства немецких истребителей в воздухе – плохая идея. После 1943 года стало понятно, что Ю-87 больше не отвечает требованиям, которые задает ситуация на фронте. Однако, менять самолет на новый у Германии уже не было ни времени, ни ресурсов.
Из немецкой хроники
Хочется узнать еще больше о технике Второй мировой войны? Тогда следует почитать о том, что представляла собой лучшая разведывательная машина Германии SDKFZ 234/2, которая предназначалась для Африки, а в итоге воевала в СССР.