
Военная авиация США всегда славилась не только своими машинами и пилотами, но и богатой традицией нанесения символики на борта самолётов. Одним из самых необычных и узнаваемых знаков стал логотип журнала Playboy – культовый силуэт кролика в бабочке. Он не только украсил корпуса боевых машин, но и обрёл собственную легенду, связанную с отвагой, юмором и духом лётчиков, которые носили его на своих самолётах.
Примечательный знак

Символика на официальном самолёте Big Bunny./ Фото: officemagazine.net
Эмблема с чёрным кроликом впервые появилась на бортах военных самолётов в 1959 году, когда экипажи 390-го тактического истребительного крыла решили украсить свои F-100 Super Sabre этим символом. В то время Playboy уже стал популярным среди военнослужащих, и кролик быстро обрёл статус неофициального талисмана эскадрильи. Разрешения у издателя журнала никто не спрашивал, но Hugh Hefner в этом увидел скорее дань уважения бренду, чем нарушение авторских прав.

F-4J и F-14A./ Фото: modelersalliance.org
Со временем знак распространился и на другие подразделения. Во Вьетнаме его можно было увидеть на A-7 Corsair II, F-4 Phantom II и даже B-52. Пилоты относились к эмблеме с особым азартом, считая её символом удачи и дерзкого характера. Некоторые экипажи специально заказывали персональные нашивки и даже наносили изображение на шлемы. В прессе появление «кроликов» воспринималось по-разному: одни считали это безобидной традицией, другие видели в этом вызов уставным нормам. Тем не менее знак Playboy прочно закрепился в авиационной культуре, став частью неофициальной истории ВВС США.
Чёрные кролики

F-4S Phantom II Black Bunny./ Фото: vintageaviationnews.com
Американские военные самолёты с изображением знаменитого кролика из Playboy появились не сразу, но со временем этот знак стал знаковым для целого поколения авиаторов. Первые единичные случаи нанесения логотипа были скорее данью культуре и юмору лётчиков, чем официально признанным символом. Однако к середине 60-х годов всё изменилось. Среди экипажей уже существовала традиция давать своим машинам неофициальные прозвища и раскрашивать их особенными эмблемами. Так Playboy-кролик обосновался в авиации — сначала как редкость, а затем как узнаваемый знак.

Самолёт эскадрильи VX-4./ Фото: pinimg.com
Наиболее известной частью этой истории стала Четвёртая эскадрилья военно-морских испытаний и оценки VX-4. Её специализация — тестирование новейших самолётов и вооружений перед их поступлением на вооружение. В начале 70-х годов командование эскадрильи позволило лётчикам выбрать для подразделения отличительный знак. Выбор пал на кролика Playboy — символ, который ассоциировался с авантюризмом, свободой и элитностью. С этого момента эмблема украшала кили и фюзеляжи самолётов VX-4, а сами машины стали неофициально называться «Чёрными кроликами».

В музее авиации./ Фото: vintageaviationnews.com
Среди самолётов, на которых красовался этот знак, было немало интересных машин. Одними из первых стали McDonnell Douglas F-4 Phantom II — основная ударная сила американской палубной авиации того времени. Позже на смену пришли Grumman F-14 Tomcat — знаменитые «кошки», которые стали культовыми в ВМС США. В конце 80-х в эскадрилью поступили McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, и они также получили фирменный знак. Кроме того, в арсенале VX-4 были и менее известные машины, использовавшиеся для испытаний и исследований, но кролик оставался неизменным атрибутом всех самолётов эскадрильи.
Чёрный кролик McDonnell Douglas F-4 Phantom II

McDonnell Douglas F-4 Phantom II Black Bunny./ Фото: theaviationist.com
Четвёртая эскадрилья военно-морских испытаний и оценки VX-4 всегда выделялась на фоне остальных. В отличие от привычных серых и камуфлированных машин, её McDonnell Douglas F-4 Phantom II был окрашен в глянцевый чёрный цвет, а на киле красовался белый кролик Playboy в бабочке. Чёрный Phantom служил для тестирования новых технологий и вооружений, которые затем внедрялись на серийные машины. В VX-4 проводились испытания различных систем, от новых ракет до электронных средств борьбы. Чёрная окраска была не прихотью, а практическим решением: она помогала выделить испытательные самолёты среди других, чтобы их проще было отличить во время наблюдений. Что касается кролика, то он появился благодаря экипажу эскадрильи, среди которых было немало поклонников журнала Playboy. Легенда гласит, что эмблему нанесли неофициально, но со временем её оставили как часть имиджа эскадрильи.

McDonnell Douglas F-4 Phantom II Black Bunny./ Фото: theaviationist.com
Помимо своей эффектной внешности, чёрный Phantom остался в памяти как платформа, на которой проверяли одни из самых передовых на тот момент авиационных технологий. От отработки новых ракет AIM-7 и AIM-9 до усовершенствования систем обнаружения и наведения – всё это проходило через VX-4. В итоге чёрный Phantom стал не просто испытательной машиной, а узнаваемым символом, объединяющим передовые разработки и немного неформального духа, которым славились лётчики эскадрильи.
Чёрный кролик Grumman F-14 Tomcat

F-14a VX-4 Black Bunny./ Фото: dcs.world
На рубеже 1970-х ВМС США получили в своё распоряжение настоящего хищника воздушного боя – F-14 Tomcat. Этот палубный истребитель стал олицетворением нового подхода к ведению боя в воздухе: скорость, манёвренность и мощное вооружение позволяли ему господствовать над любым противником. Именно этот самолёт и поступил в своё время в распоряжение Четвёртой эскадрильи военно-морских испытаний и оценки, получив приметный символ – кролика Playboy.

F-14a VX-4 Black Bunny./ Фото: wp.com
F-14 отличался изменяемой геометрией крыла, что позволяло ему одинаково эффективно вести бой на сверхзвуковых скоростях и заходить на посадку с минимальной. Под капотом скрывался тандем из двух турбореактивных двигателей, обеспечивающих разгон до более чем двух скоростей звука. Радар AN/AWG-9 позволял обнаруживать цели на огромных расстояниях, а ракеты AIM-54 Phoenix давали возможность атаковать противника, оставаясь вне зоны ответного удара. В руках пилотов VX-4 этот самолёт превращался в настоящий летающий полигон, где проверялись новые тактические приёмы и вооружение. Эти самолёты тестировали ракеты, отрабатывали воздушные бои и формировали тактику, которая затем передавалась боевым подразделениям. Пока стандартные Tomcat патрулировали палубы авианосцев, на чёрных кроликах испытывали новинки.
Чёрный кролик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet

McDonnell Douglas F-4 Phantom II./ Фото: twz.com
McDonnell Douglas F/A-18 Hornet стал первым в мире многоцелевым палубным истребителем четвёртого поколения. Его создавали как замену сразу двум машинам — лёгкому штурмовику A-7 Corsair II и перехватчику F-4 Phantom II. В итоге получился самолёт, который одинаково уверенно чувствовал себя как в роли воздушного бойца, так и в ударных миссиях. Благодаря двум двигателям General Electric F404 он обладал впечатляющей тягой, а электронная начинка позволяла пилотам эффективно работать в самых сложных условиях. Манёвренный, быстрый и надёжный, Hornet стал любимцем морских лётчиков, а его способность взлетать и садиться даже на короткие палубы авианосцев сделала его незаменимым.

В сопровождении эскадрильи VX-4./ Фото: cdninstagram.com
Самолёт получил прочную конструкцию, что обеспечивало выживаемость в бою, а также передовую авионику с возможностью работы в условиях радиоэлектронного противодействия. Его вооружение включало ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», а встроенная 20-мм пушка M61 Vulcan давала преимущество в ближнем бою. Именно F/A-18 стал одной из первых машин, где активно применялась концепция HOTAS — управление вооружением без отрыва рук от рычагов управления.
Авиаконструкторы всегда проверяли свои идеи на экспериментальных самолётах, и некоторые из получившихся машин настолько удивительны, что в их существование даже сложно поверить.