В классификаторе советской техники стран НАТО эта машина успела получить смешное прозвище «Манжета», даже несмотря на то, что до серийного производства борта дело так и не дошло. Этот самолет мог стать одной из самых успешных советских машин в сегменте легкой авиации. На испытаниях он даже превзошел не менее успешное творение коллектива ОКБ Антонова. Однако, выйти в массовое производство последнему творению Бериева помешало всего одно роковое решение.
Последний самолет Бериева. /Фото: ВКонтакте.
На момент середины 1960-х годов основной машиной ближнемагистральных рейсов Советского Союза оставался старенький Ан-2. Поэтому перед советскими авиаконструкторами была поставлена задача создать более современный, вместительный и грузоподъемный лёгкий самолет для местных линий. В 1965 году за дело взялись специалисты из ОКБ Бериева. Работой по проекту руководил лично Георгий Михайлович. Спустя три года коллектив подготовил 8 самолетов: три прототипа и пять предсерийных образцов. Самолет получил индекс Бе-30 и летом 1958 года впервые поднялся в небо. Испытания предсерийных образцов прошли в целом успешно. Для серийного производства комиссией были выбраны 1-ый и 5-ый образцы.
Хороший самолет получился. /Фото: airwar.ru.
Обе машины нуждались в незначительной доработке. На базе «единички» было решено создать чистую пассажирскую версию Бе-30 с 19 посадочными местами. В свою очередь на базе «пятерки» решили сделать грузопассажирскую модификацию Бе-30 с салоном на 14 посадочных мест, грузовым отсеком и достаточно большим (для легкого самолета) грузовыми люком в хвостовой части. После доведения обе машины получили индекс Бе-32. К этому моменту на дворе уже был 1976 год. Самолет отправили на сравнительный испытания с плодом параллельной разработки – Ан-28. По результатам выяснилось, что машина таганрожцев заметно превосходит машину киевлян. Однако, в том же году проект закрыли…
Самолет остался ни у дел. /Фото: wikipedia.org.
В серийное производство Бе-32 так и не пошел по причине того, что Советский Союз принял решение о закупке чехословацких легких самолетов L-410 Turbolet. Именно они заменили устаревшие Ан-2, Ли-2 и Ил-14. При этом не пощадила импортная машина из страны-союзницы и творение киевлян, которое начнут производить хоть в каком-то количестве лишь после 1991 года. Впрочем, сделано Ан-28 будет всего 191 штука. С другой стороны, Бе-32 повезло еще меньше. Самолет так и остался существовать в двух предсерийных экземплярах. В 1993 году по опыту антоновских коллег, коллектив Бериева попытался вдохнуть в Бе-32 новую жизнь. После 17 лет простоя самолет отреставрировали и даже пересадили на импортные двигатели Pratt & Whitney РК6А 65В (отечественные ТВД-10Б к тому моменту уже не производились). Последнее творение Бериева несколько раз показывали на выставках, однако в итоге так и не срослось.
Мог бы летать по сей день. /Фото: diabetis.ru
В 2010 году в России была предпринята новая попытка возродить производство Бе-32, но, к сожалению, дальше разговоров дело опять не пошло. В итоге, первый Бе-32К (с двигателями Pratt & Whitney) обрел последний покой в качестве памятника рядом с ТАНТК им. Г.М. Бериева. Второй в 2021 году после продолжительной реставрации стал экспонатом в музее Туполева.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Сверхзвуковой спиртовоз»: за что Ту-22 получил от летчиков столь экстравагантное прозвище.