А6М5 Zero - японский истребитель в полёте / Фото: waralbum.ru
Тысячи военных самолётов Второй Мировой войны были созданы в стране восходящего солнца. Как и многие крупнейшие державы мира, Япония на одном из этапов гонки вооружений создала новый, ещё более грозный вид воздушной боевой техники. Прошло более 70 лет, и вновь Zero взмыл в небо Японии. Лёгкий летательный аппарат реставрировали, делая его частью истории, снимали в кино, но говорят и вспоминают о нём редко, в связи с событиями, происходившими в эпоху его взлёта и падения.
Нельзя сказать, что истребитель Zero покорял небо, тем более что основной целью любого военного самолёта остаётся – покорять землю. Репутация одного из самых знаковых средств воздушного фронта Второй Мировой войны делает модель незабвенной и в то же время накладывает на неё клеймо. К 1942 году Zero взлетел на пьедестал самых передовых самолётов войны, показав наивысшие параметры среди союзных сил. Вплоть до последнего дня глобального противостояния воздушные судна отправлялись в сражения.
Тот факт, что спустя столько времени Zero вновь поднялся в воздух с аэропорта Японии, говорит о том, что прошлое стали воспринимать через призму истории, где каждая часть по-своему важна и оказывает влияние на развитие мира. Лёгкие военные самолёты Zero когда-то уходили в полёт в том числе с того же аэродрома «Каноя», откуда один из них спустя 70 с лишним лет снова взлетел. Он расположен на острове Кюсю, что в определённой степени символично, поскольку Япония – островное государство. Вдобавок, большинство операций, совершаемых самолётом Zero, были связаны с островами или побережьями. Её части рассыпаны в океане, при этом – это цельная страна. Давно устаревший истребитель прошлого лишь – единичный случай, связанный с историей одного из островов.
истребитель Zero / Фото: topwar.ru
То, что Zero просто взлетел, без военных задач или стратегических ориентиров, показывает, что годы окончательно сделали из самолёта часть прошлого. Причём это прошлое отделено достаточно плотной стеной времени, чтобы воспринимать спроектированные в военных целях единицы техники, прежде всего, как самолёты, а не как истребители.
До этого они(успешно функционирующие и используемые) успели стать своего рода редкостью до нахождения в 1970-х годах хорошо сохранившегося образца в Новой Гвинее. Владелец модели, стартовавшей с острова Кюсю, крупный бизнесмен Масахиро Исидзука ставил целью возвращения в японское небо истребителя Zero – обратить внимание людей на то, что самолёт был выполнен согласно конструкции, впервые разработанной в Японии. Даже при всём том, что среди людей царят полярные мнения по этому поводу, это может стать общим знаменателем.
Истребитель Zero / Фото: www.aex.ru
Важно, что, пусть былое, и неминуемо устаревшее достижение оторвалось от земли, и земля отпустила его. Не секрет, что страна восходящего солнца давно отличается высокими темпами развития, и факты передовых технических достижений Японии давно стали частью её собирательного образа.
За штурвалом знакового истребителя середины прошлого века в 2016 году находился американский пилот. Полёт производился на небольшое расстояние и был совсем непродолжительным. Тем не менее, после того, как утекло столько воды, это стало, пусть и не эпохальным, но свершением судьбы.
Широко раскинутые крылья, массивная хвостовая часть. Облик модели часто сопровождали пёстрые оранжевые и синие полосы, а также крупные красные круги. При этом основной цвет корпуса оставался мрачным – в диапазоне от стального до тёмно-зелёного и смолянисто-чёрного. Герметичная стеклянная кабина пилота вытянута в длину, и, таким образом, устремлена, как и вся модель, вдаль. Каждая единица самолёта Zero представляет собой отличный синтез термодинамики, лёгкости и холодности.
Истребители японского воздушного флота / Фото: topwar.ru
Новые двигатели и модернизация винта сделали скорость военных самолётов Японии ещё более мощной, чем изначально максимально предполагаемый уровень. Zero, что означает «модель – ноль» оправдывал свой наименование лишь в отношении неукоснительно верному следованию всем заветам воздушной схватки. В то же время модель не была лишена недостатков: боекомплект был стабильно невелик, и, следовательно, его хватало ненадолго. Одну из основных задач – эффективное взаимодействие с морским флотом – истребитель выполнял стабильно, без инцидентов занимая место на палубе стратегического судна. Крайне значимое преимущество во время островных баталий, которыми и прославился самолёт.
Новые, практически совершенные образцы воздушной техники принесли Японии немало побед. Неслучайно один из хорошо сохранившихся образцов самолёта был обнаружен в Новой Гвинее. Японская армия совершали нападения на эту страну, устремляясь к ним в равной степени с той же силой и агрессией, что и к Соломоновым островам, отчасти лежащим под покровительством Великобритании. Mitsubishi A6M2 Reisen, являющийся ответвлением модернизированного Zero, обладал молниеносной скоростью, априори необходимой для атаки небольших клочков земли в океане.
современный японский истребитель на военном судне / Фото: invoen.ru
В разгар войны в городе Омура разрабатывали двухместный учебный летательный аппарат, который был бы в силах вобрать в себя всё лучшее от бипланов с открытыми зонами для пилотов и одноместных морских истребителей. Военная отрасль страны успешно провела через испытания двухместный аналог палубного боевого самолёта А5М4-К – моментально приняли решение усовершенствовать А6М2 по аналогичному принципу.
Важной новацией стали крыльевые пушки калибром по 20 миллиметров и увеличением объёма топливного отсека. На близлежащих островных государствах японцы часто применяли модификацию японского истребителя А6М2-К. Их активно задействовали для атак камикадзе и для буксировки целей, особенно под конец войны.
Благодаря знаменитой модели японцы стабильно сохраняли лидирующие позиции в воздухе среди всех существующих моделей истребителей и так до 1942 года, когда произошёл резкий подъём воздушного вооружения в США. Всплеск развития воздушных военных сил в Америке помог ей плотно занять первые позиции в мировом рейтинге на много десятков лет вперёд. Японские истребители не проявляли себя так выносливо и эффективно на по-настоящему колоссальных высотах, где американские «Лайтинги» чувствовали себя в своей стихии.
Палубный истребитель A6M в полёте / Фото: aviarmor.net
Быстрыми темпами модернизации Zero вытеснили свежие союзные модели, превосходящие японский самолёт по всем основным параметрам ведения воздушного боя. А6М2 ещё долгое время продолжал выпускаться на военизированных предприятиях Японии на волне начального триумфа. Японские истребители настигла участь всех новинок военного арсенала, взбудораживших мир. Они потянули за собой скачок воздушных вооружений по всему миру, и противостояние чудовищных технологий поднялось на новую ступень, оставив Zero внизу.
Господство в небе было на несколько лет твёрдо утверждено истребителем Zero и удачными усовершенствованиями его модели. За ним была зафиксирована скорость свыше 500 километров(что было изначальным требованием руководства), и в то же время он мог преодолевать дистанции свыше трёх тысяч километров. Беспрецедентные для скорости самолёта заставили его не просто обогнать остальные модели, но и быстрее других устареть. Японский императорский флот задал строгими, неукоснительными требованиями к запросу о воздушном флоте высокую планку, и к ней тут же потянулись другие крупнейшие страны.
Если вам понравился материал, то не пропустите:
9 самых быстрых истребителей, которые показали рекорды по скорости