Наверняка многие обращали внимание на тот факт, что у современных кораблей на носу ниже ватерлинии имеется какой-то странный выступ. Выглядит сей «отросток» откровенно странно, и поначалу может оказаться, что он откровенно вреден для конструкции корабля. Ведь совершенно «очевидно», что идеальная обтекаемая форма намного лучше! Ведь так? На самом деле все не так просто, и в действительности загадочный выступ исключительно полезная штука.
Корабельный бульб улучшает мореходные качества. |Фото: ya.ru.
Загадочный эллипсоидный выступ ниже ватерлинии на носу многих современных судов есть ни что иное как корабельный или носовой бульб. Название происходит от французского слова «bulbe», что переводится всего лишь как «луковица». К слову, бульб используется не только в судостроении. Аналогичное техническое решение широко применяется, например, в архитектуре для повышения прочности конструкции, где бульб выступает в качестве утолщения для опор, капитель, балок, ферм и т.п. В судостроении же бульб применяется не ради повышения прочности, а для улучшения мореходных качеств судна.
Используется на многих кораблях. |Фото: zefirka.net.
Все дело в том, что, когда корабль движется, он нагоняет перед собой волну с положительной амплитудой. Таким образом перед судном образуется зона повышенного давления, которая снижает мореходные качества корабля: падает скорость, ухудшается маневренность, повышается расход горючего.
Первые попытки избавиться от этого сопротивления стали предприниматься корабелами еще в XIX веке. Однако, первым достичь успеха на этом поприще смог лишь американский конструктор Дэвид Тейлор. В 1910 году в процессе работы над линкором «Delawar» инженер предложил оснастить его носовую часть тем самым утолщением. Хотя некоторые отнеслись к инновации Тейлора с долей скептицизма, уже в ходе первых испытаний в Атлантике линкор смог показать отличные мореходные качества.
Бульб снижает расход топлива. |Фото: porthole.com.
При этом если военных в «Delawar» в первую очередь порадовала возросшая скорость и маневренность корабля, то предпринимателей и государственных экономистов заинтересовало существенное сокращение расхода горючего. Так, в 1920 году первый носовой бульб появился и на гражданском корабле, немецком лайнере «Bremen». В последующее десятилетие бульбами стало «обрастать» все большее и большее количество судов. При этом испытания проведенные в 1930-х годах позволили установить, что судно с бульбом выигрывает до 30% скорости и до 15% расхода горючего. После Второй мировой войны за носовой бульб корабелы взялись с новой силой. Благодаря компьютерному моделированию инженерам удалось довести форму «луковицы» до оптимального совершенства, повысив эффективность этого элемента конструкции еще на 3-5%.
Исключительно важная деталь. ¦Фото: flectone.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Нахимов» вернутся в 2024 году: что поменяли в ходе модернизации.