Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Наверняка каждый обращал внимание на то, что у многих судов на носу ниже ватерлинии имеется какой-то странный выступ, по форме выглядящий как некое подобие «нароста». Очевидно, что делают их не для красоты, а с какой-то конкретной целью. Как же эта штуковина называется и для чего на самом деле она нужна? Разберемся по порядку.


Бульб корабля. |Фото: nssz.ru.

Бульб корабля. |Фото: nssz.ru.


Загадочный «нарост» на носу некоторых кораблей ниже ватерлинии называется носовой бульб. В русский язык слово «бульб» пришло в свое время из французского и переводится как луковица. Хотя в первую очередь данный элемент конструкции ассоциируется с кораблями, в действительности бульб – это весьма распространенное конструкторское решение в инженерном деле. В широком смысл бульб – это утолщение на конце чего-либо, сделанное в первую очередь с целью повышения прочностных характеристик элементов несущей конструкции. Помимо судостроения «нарост» можно часто встретить в строительном деле при укреплении ферм (стержневая система), балок, колонн, быков (опор мостов) и т.п.

Бульб позволяет преодолевать волновое сопротивление. |Фото: wikipedia.org.

Бульб позволяет преодолевать волновое сопротивление. |Фото: wikipedia.org.


Во время движения борт корабля создает волну, которая в свою очередь становится источником волнового сопротивления, замедляющего судно и повышающего его расход горючего. Особенно актуальна эта проблема для больших кораблей с длиной ватерлинии не менее 15 метров и мощными двигателями. Установка бульба позволяет в известной степени преодолеть волновое сопротивление за счет изменения изгиба волны, формируемой носом корабля во время движения. Если корабль без бульба как будто рубит воду перед собой, то корабль с бульбом ее «подбрасывает». Как итог, правильно сконструированный и хорошо адаптированный под параметры конкретного судна бульб сокращает расход горючего на 12-15% и повышает скорость движения на несколько узлов. В некоторых случаях наличие правильного бульба позволяет экономить до 30% мощности силовой установки корабля. Что в свою очередь позволяет ставить менее прожорливые двигатели!

Актуален только для больших кораблей. |Фото: portalmorski.pl.

Актуален только для больших кораблей. |Фото: portalmorski.pl.


Яркой иллюстрацией важности бульба является противостояние пассажирских суперлайнеров SS Normandie 1931 года спуска на воду и RMS Queen Mary 1934 года. Лайнеры имели в целом сопоставимые масса-габаритные характеристики. «Нормандия» имела водоизмещение 65.5 тысяч тонн и длину 313 метров. «Королева Мэри» - 78.6 тысяч тонн и 310 метров соответственно. При этом «Нормандия» использовала двигатели четыре двигателя с суммарной максимальной отдачей 165 тысяч л.с, в то время как «Королева Мэри» использовала четыре двигателя с максимальной отдачей около 200 тысяч л.с. При этом на пике работы двигателей корабли разгонялись максимум до 31.2 и 32.8 узлов соответственно. Однако, по сути тех же самых скоростных показателей SS Normandie достигал, сжигая едва ли не на треть меньше горючего. А все благодаря использованию инновационной (на тот момент) формы корпуса и наличию бульба.

Повышает скорость, сокращает расход горючего. ¦Фото: Pinterest.

Повышает скорость, сокращает расход горючего. ¦Фото: Pinterest.


А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение флотской тематики читайте о том, какими лайфхаками пользовались моряки в прошлом, чтобы иметь запасы свежей воды.


Обратите внимание:







49620
20.01.2023 17:43
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё