Корабль Vos Patience в форме утюга/ Фото: pro-arctic.ru
Человечество занимается кораблестроением с глубокой древности. Все формы и вариации корпусов судов давно проверены морской стихией. И хотя многие конструкции были отточены еще во времена парусников и до сих пор успешно используются ведущими верфями, технологии не стоят на месте и постоянно совершенствуются. С начала 2010-х гг. в судостроительной сфере произошла небольшая революция: в море вышел корабль с нетипичной внешностью. Его корабельная настройка была перемещена к носу, а сам нос получил уникальную форму, чем-то напоминающую утюг. В чем преимущества такой концепции и ключ популярности?
1. История появления
Эскадренный миноносец «Бородино»/ wikipedia.org
Конструкция носа с передней точкой в области ватерлинии, а не сверху, появилась не в 21 веке. Аналогичные примеры встречались намного раньше в военных кораблях древности. К слову, броненосец категории «Бородино», построенный на базе прототипа французов, обладал таким элементом. При этом такая деталь шла «в пакете» с завалом бортов внутрь.
Таким образом корпус имел сужение выше ватерлинии, напоминая пирамиду.
Однако все суда с таким конструктивным исполнением были разрушены: три потерпели крушение в Цусимском сражении, еще один захватили японцы, а последний «Слава» смог дожить до Первой мировой, но после его настигнула трагическая судьба в 1917 году.
Плавающие «утюги» собирались и другими государствами, в том числе США, хотя в последствии о такой форме носа стали забывать.
2. Отсылки к викингам
Драккар на банкноте в 100 норвежских крон/ Фото: istockphoto.com
Если посмотреть на «свежую» банкноту национального банка Норвегии номиналом 100 крон, то там можно увидеть корабль викингов (драккар), найденный в результате археологических раскопок и датированный 9 веком. Современные потомки легендарных скандинавских воинов из Норвегии утверждают, что возвращение к древним технологиям объясняется именно гокстадской находкой, а не появлением бронированных военных кораблей в начале века. Создатели современных судов были вдохновлены обводами закругленных носов, придерживаясь технологии X-Bow.
Первые экземпляры таких судов заказывала фирма Bourbon Offshore, которая осуществляет установку и техническое обслуживание энергетических комплексов на воде (ветровые станции, трубопроводные магистрали, буровые площадки и так далее). В этой индустрии стали очень популярны суда обслуживания (килекторы). Они выполняют множество задач, ставя так называемые «мертвые» якоря для фиксированных объектов на воде, используются при проведении подводных мероприятий и играют роль буксиров.
Несмотря на относительно компактные габариты, эти суда подвергаются большим нагрузкам и преодолевают огромные расстояния, попадая в сильные шторма. Килектор производства Ulstein называется Orca, что в переводе значит «косатка».
3. Корабли сейсмографической разведки Ramform
Судно компании Ramform/ Фото: topwar.ru
Что касается кораблей с носом в форме утюга от компании Ramform, то все они являются собственностью корпорации Petroleum Geo-Serviсes, которая занимается сейсмографической разведкой. Штаб-квартира фирмы находится в столице Норвегии, а сама компания считается ведущим геофизическим исследовательским центром, в распоряжении которого есть собственный морской флот PGS Marine Worldwide.
Суда этой фирмы специально конструировались для ведения морской съемки в форматах 2D/3D/4D. Персонал и корабли корпорации предоставляют потребителям огромный перечень услуг в отрасли разработки месторождений и проведения разведывательных работ, в том числе с обобщением и выкладкой по объемам полезных ископаемых на шельфе.
Сейчас организация обслуживает и заказчиков из России. Для примера, на территории РФ есть два предприятия PGS-Хазар (Геленджик) и совместный концерн с DMNG в Южно-Сахалинске. Также в столице РФ находится базовый датацентр холдинга PGS.
Над разработкой столь необычной формы трудился конструктор военно-морских судов из Норвегии Роар Рамде. Форма его концептов частично позаимствована у разведывательного корабля Marjata, принятого на вооружение ВМС Норвегии в 1995 году. Следует отметить, что все маневры Северного флота ВМФ России проходят с использованием этого разведывательного судна, которое ласково называют «Машка».
Норвежский разведывательный корабль Marjata/ Фото: bmpd.livejournal.com
Первостепенное назначение «Марьяты» заключается в проведении гидроакустической разведки, что и объясняет столь нестандартную конструкцию корпуса. Норвежские инженеры отмечают, что такая форма минимизирует шумность механизмов, которые есть на борту, и не создает препятствий для гидролокационного оборудования. Еще одной особенностью проекта является повышенная остойчивость, положительно влияющая на работоспособность акустических датчиков на корпусе.
Корабль норвежских ВМС стал интересным и для представителей бизнеса, которые исследуют нефтяные месторождения на шельфе. Фирма PGS приобрела корабль Ramform Explorer для своего флота. Судно сошло на воду в 1995 году и до сих пор активно эксплуатируется компанией.
Корабли линейки Ramform Titan отличаются достаточно крупными габаритами. Показатель полного водоизмещения этой разработки достигает 8 тыс. тонн, длина составляет 104 м, а ширина – 70 метров. Максимальная скорость, которую может развивать судно, составляет до 16 узлов.
На борту используется комбинированная энергетическая установка с электродвигателем (суммарно 3 электродвигателя по 6 тыс. кВт каждый), дизель-генераторами (6 штук) и дополнительным подруливающим устройством на 2 200 кВт. Суммарная мощность силового оборудования достигает 26 тыс. киловатт.
4. Эффективность кораблей с формой утюга в арктических морях
Корабль сейсмографической разведки Ocean Vega/ Фото: vesselfinder.net
Конструкция X-Bow доказала свою невероятную эффективность при эксплуатации в арктических морях. Например, за период с появления первого Bourbon Orca было создано не меньше 100 судов с идентичным исполнением носа, либо были запущены проекты по их строительству. При этом среди выпущенных экземпляров были корабли самого различного типа и назначения.
Так, в 2017 году на воду был спущен корабль сейсмографической разведки, укомплектованный гидролокаторами для обследования дна путем отправки импульсов и получения сигнала буксируемыми зондами (косами). Судно с подобными элементами, но феноменальной способностью «тащить» за собой 20 кос по 9 км, называется Oceanic Vega и является разработкой компании Ulstein.
5. Военные эсминцы Zumwalt
«Обтекаемый» эсминец класса Zumwalt/ Фото: riafan.ru
Эсминцы класса Zumwalt комплектуются мощнейшим вооружением, включая две пушки калибра 155-мм с режимом автоматической стрельбы, а также 80 пусковых установок для «Томагавков». Ключевое назначение этого «плавающего утюга» заключается в поддержке морского десанта, высадившегося на суше.
На данный момент во флоте ВМС США есть только два суда такого типа – Zumwalt и Michael Monsoor. Также один прототип Lyndon B. Johnson находится на стадии строительства на верфи компании Bath Iron Works. Ожидается, что работы будут завершены ближе к концу года.
Проверенная временем конструкция носа, обладающая отличными свойствами, нашла применение и при строительстве пассажирских судов. Кто-то ошибочно считает, что круизные лайнеры курсируют только поблизости от курортных островов и экзотических курортов, но десятки кораблей покоряют и экстремальные воды за Полярным кругом, подвергаясь частым столкновениям с айсбергами и мощнейшими волнами.
Безусловно, эксплуатация морских судов в таких условиях приводит к их быстрому износу и ставит под угрозу целостность конструкции. Так, возведенный в 1969 году полярный лайнер Lindblad Explorer потерпел кораблекрушение в 2007 году, встретив на своем пути огромный антарктический айсберг.
Чтобы почтить память легенды, корпорация Lindblad оформила заказ на производство нового Explorer у Ulstein. Безусловно, новый образец был возведен по принципу X-Bow, чтобы минимизировать ущерб для корабля и повысить комфорт пребывания пассажиров на корабле в шторм. Также лайнер смог получить высокий ледовый класс.
6. Новые прототипы «Бородино»
Корабль с инверсным носом X-Bow/ Фото: knowhow.pp.ua
Начиная этот материал, мы обращались к историческим сводкам и упоминаниям русского военного флота. Ярким примером возвращения к истокам является спуск на воду невероятно дорогого и эксклюзивного эсминца Zumwalt, выпущенного по технологии стелс для достижения высочайшей площади рассеивания, за счет чего он отображается на радарах противника как небольшой рыболовный катер.
Это связано с конструктивными особенностями судна, где используется не только инверсный нос, но и отсутствие так называемой округлости, характерной для концепции X-Bow. При этом у него есть завал бортов внутрь, наподобие броненосцов «Бородино».
Некоторые эксперты подвергли проект критике, скорее всего, из-за исторических фактов о проблемах с остойчивостью у древних боевых кораблей. Они аргументировали свои теории тем, что эсминец может запросто потонуть при сильном крене из-за увеличения водоизмещения при бортовом крене, а также действия закона Архимеда.
Однако такие неприятности полностью исключены, а чтобы переубедить критиков, инженерам компании пришлось соорудить уменьшенную копию Zumwalt для демонстрации его исключительных качеств и мореходных способностях в самых экстремальных условиях. Во время испытательных показов в бассейне никакие проблемы не возникли.
Интересно также узнать про 5 наиболее грозных образцов оружия вермахта, которого опасались советские воины.