В 1980-е и 1990-е годы отечественный оборонно-промышленный комплекс создал целую плеяду интереснейших боевых машин: бронеавтомобили, бронетранспортёры, танки, самоходки и еще много другое. Все это должно было стать на защиту необъятной Родины и выпускаться тысячными тиражами. Однако, далеко не все перспективные образцы добрались до серийного производства, даже несмотря на то, что многие из них в 2000-е годы успели официально принять на вооружение.
1. «Спрут-СД»
Есть улучшенная версия. /Фото: en.topwar.ru.
Разрабатывать самоходную противотанковую пушку для нужд ВДВ и морской пехоты принялись еще в бытность Советского Союза. Проект был запущен в 1980-е, как один из ответов на появление в армиях НАТО новейших танков Abrams M1 и Leopard 2. За основу «Спрут-СД» было решено взять шасси легкого опытного танка Объект 934, который так и не пошел в серию. Сверху установили башню с 125-мм пушкой модели 2А75, ставшей дальнейшим развитием орудия использовавшегося на танках Т-64, Т-72 и Т-80. Завершить работы до распада Союза отечественным конструкторам не удалось, а потому в законченном виде «Спрут-СД» увидел свет лишь в 2006 году.
Машину приняли на вооружение, однако за пять лет серийного производства собрали всего 30 легких самоходок. Главная проблема машины оказалась в уникальном и слабо унифицированным шасси. Была проведена модернизация, по результатам которой на свет в 2015 году появился «Спрут-СДМ1» унифицированный с БМП-3 и БМД-4. В 2022 году новинка успешно прошла испытания и теперь ждет окончательного решения от Минобороны.
2. БМО-Т
Машина огнемётчиков. /Фото: warfiles.ru.
Весьма экзотическая разработка отечественных конструкторов, выполненная на базе шасси танка Т-72. По сути является тяжелым БТР обеспечивающим экипажу и десанту защиту на уровне ОБТ. Из вооружения у боевой машины огнемётчиков только крупнокалиберный пулемет, зато внутри может расположиться десант из 6 человек с представительным запасом ручных реактивных огнеметов типа «Шмель». В 2011 году необычный БТР приняли на вооружение российской армии, однако сколько этих машин было произведено и поставлено в части – не известно. Если БМО-Т и эксплуатируются российской армией, то их главным оператором скорее всего (по традиции) стали части РХБЗ.
3. БТР-90
Используется весьма ограниченно. /Фото: pk.name.
О необходимости создания бронетранспортера нового поколения отечественные военные и конструкторы задумались еще в бытность Советского Союза. Первые работы в этой области начались в конце 1980-х годов на Горьковском автомобильном заводе. Первый образец БТР-90 показали уже в 1994 году. В сравнении с предшественником машина обладала лучшим бронированием, более мощным вооружением и новой трансмиссией, позволявшей выполнять развороты на месте. До 2008 года машину доводили до ума, пока наконец не приняли на вооружение. Правда в 2011 году БТР-90 резко перестал подходить для нужд армии… Серийно машина никогда не производилась, хотя по некоторым данным имеющиеся образцы ограниченно используются Вооруженными силами РФ. Отечественные же конструкторы те временем занялись проектом «Гильза», от которого позднее отказались в пользу разработки платформы «Бумеранг».
4. САО «Вена»
На вооружение машина конечно пошла. /Фото: new.topru.org.
Самоходная артиллерийская установка «Вена» на базе БМП-3 стала аналогом САО «Нона-С», разработанной для десантных подразделений. Впервые машину вооруженную 120-мм пушкой 2С31 продемонстрировали широкой общественности в 1997 году. В 2010 году САО официально приняли на вооружение, однако до крупно серийного производства самоходная гаубица-миномет с тех пор так и не добралась. По некоторым данным произведено было всего несколько десятков таких установок. Какое конкретно количество эксплуатируется Россией – не известно. Однако, 17 машин в свое время было поставлено в Азербайджан. Поговаривают, что пока для «Вены» просто не нашлось места в структуре современной российской артиллерии. Впрочем, прецеденты эпизодического применения 2С31 в горячих точках в СМИ все-таки проскакивают.
5. «Водник»
Хорошая была разработка. /Фото: pinterest.com.
Еще одно «дитя 80-х». Главной особенностью перспективного советского бронеавтомобиля должна была стать его модульная конструкция. На универсальное шасси монтировалось отделение управления и еще несколько опциональных модулей. Всего для «Водника» по некоторым данным было предложено 26 вариантов оснащения. При этом конструкция бронеавтомобиля была настолько простой и эргономичной, что менять модули можно было даже в полевых условиях. В 1990-е годы несколько машин прошли полевые испытания в ходе войны в Чечне по результатам которых было выявлено множество критических минусов. Оказалось, что «Водник» имеет весьма посредственное бронирование и особенно плохо защищен от подрывов. В 2005 году машину все-таки прияли на вооружение, однако закупать её Министерство обороны так и не решилось. Произвели бронеавтомобиль в количестве всего нескольких десятков при этом и те ушли на экспорт.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про южнокорейский K2 часто называют лучшим танком XXI века: почему это на самом деле не так.