В советский период мотоциклы были на пике популярности. Они свободно продавались почти в каждом городе. Их мог приобрести даже не самый богатый гражданин. Собрать деньги на мотоцикл было проще, чем копить на собственное авто. В среднем, на одну машину приходилось где-то 5-7 мотоциклов. Как только СССР распался, популярность мотоциклов упала. Распад страны не единственная причина снижения спроса на мотоциклы. Какие же были на это причины?
Советский мотоцикл / Фото: fishki.net
Крах СССР привел к довольно драматическим изменениям в спросе на обычные мотоциклы. Многие фабрики, которые производили советские мотоциклы в течение десятилетий, моментально обанкротились. Но это не было главной причиной снижения популярности мотоциклов.
Пост-советский период характеризовался большими экономическими трудностями для самых обычных людей. Десятилетия сбережений советских граждан были уничтожены в течение нескольких месяцев из-за гиперинфляции. Миллионы людей сразу же оказались ниже линии бедности. Многим не хватало даже на пропитание, речи о покупке технике не было.
Советская семья едет на мотоцикле / Фото: krots.top
В результате люди были вынуждены продать свое имущество за гроши, включая мотоциклы. Закрытие фабрик, выпускающих мотоциклы также привело к критической нехватке важных запчастей. Некоторые из них было трудно достать даже во время СССР.
В то время как автомобили оставались востребованными, популярность мотоциклов резко упала. Сочетание инфляции и исчезновения критически важных запчастей привело к значительному снижению их доступности. Обычный гражданин не мог себе позволить приобрести мотоцикл даже с рук.
Мотоциклист на «Яве» / Фото: vk.com/wall-34941815_60
Появление иностранной конкуренции еще больше снизило востребованность на советские мотоциклы. Японские мотоциклы и скутеры заполонили весь рынок. Они в то время предлагали отличную технику, которая позволяла сильно экономить топливо. Также японские мотоциклы отличались маневренностью и качеством сборки. Их надежность, которую доказали в ходе большого европейского исследования, быстро сделала их предпочтительным выбором для потребителей. Многие поймали себя на мысли, зачем мне покупать мотоцикл советского производства, если можно купить японца.
Советские мотоциклы, с их устаревшим дизайном и отсутствием легкодоступных запасных частей, просто не могли выдержать иностранной конкуренции. Многим нравились иностранные модели мотоциклов, которые не требовали большого ухода и выделялись надежностью и качеством.
Японский «Кавасаки» / Фото: suprememotos.com
Быстрый рост иностранных мотоциклов не ограничивался традиционными моделями. Скутеры с их доступностью и простотой использования приобрели тогда огромную популярность среди населения. Ведь для езды на них не нужен был большой водительский опыт. В первое время скутеры часто освобождались от законов о шлемах и не требовали собрания какой-либо обширной документации. Советский автопром сильно отставал от иностранцев, которые заполонили в то время рынок. Они отставали и в техническом плане и в самой доступности.
Иностранные производители предложили не только лучшую производительность, но и чувство статуса и престижа. Рост байкерских клубов в постсоветскую эпоху укрепил падение популярности советских мотоциклов. Ведь байкеры в то время решили принять новую волну иностранных мотоциклов. Устаревшие советские модели ушли в небытие.
Советский мотоцикл с коляской / Фото: vk.com/wall-10120874
Советские мотоциклы имели востребованность во время СССР. Как только страны не стало, про них почти все забыли. Иностранные мотоциклы вытеснили советские, а вторые не могли предоставить клиенту улучшенные технические условия в транспорте.
На Novate.ru также есть интересный материал о десяти шикарных суперкарах, о которых мало кто слышал.