Каждый год страна отмечает День десантника. И так уж повелось, что говорят в первую очередь о летчиках, спецназовцах и моряках. При этом многие воинские специальности традиционно остаются в тени. Взять хотя бы подразделения связи, снабжения или инженерные войска. А ведь от труда этих людей зависит ни разу не меньше, чем от сражающихся в первой линии. Просто служба у них своя, особенная. И такое же особенное «оружие».
Машина для инженерных работ. /Фото: kpopov.ru.
После Второй мировой войны советские конструкторы задумались над тем, чтобы снабдить родную армию новыми инженерными машинами. Еще в годы Великой Отечественной войны в этой области проводились различные эксперименты. Например, оборудование для рытья защитных траншей (для пехоты) предлагалось ставить на танки. В 1956 году на свет появилась первая «Быстроходная траншейная машина» или просто БТМ. Создали ее на базе артиллерийского тягача «АТ-Т», который использовался для перевозки наиболее тяжелых грузов и эвакуации застрявших машин.
Заменят труд сотен людей. /Фото: livejournal.com.
Собственно, главное в БТМ – это не сама машина, с специальный механический ковш-плуг, установленный на нее. При необходимости он разворачивается и начинает прокапывать траншею нужной глубины. Справляется инженерный плуг с грунтами до третьей категории (самый сложный). При скорости движения машины в 35 км/ч, скорость отрыва траншеи может достигать 350 м/ч. Максимальная глубина прокопа – 1.5 метра. Обслуживается машина экипажем из 2 человек: водителя и оператора.
Серьезная машина. /Фото: karopka.ru.
В случаях острой необходимости БТМ на гусеничном ходу может также использоваться в качестве тягача. При массе в 26.5 тонн без топлива этот «инженерный-танк» способен волочить за собой груз в еще 5 тонн. Производили главный инструмент советского стройбата на Харьковском машиностроительном заводе. После 1950-х БТМ неоднократно модернизировалась, в результате чего появилось еще несколько модификаций инженерной машины. Самой известной стала БТМ-4М. В условиях грунта третьей категории она способна осуществлять отрыв 1 км траншей за 1 час. Данные машины способны заменять труд сотен человек. Используются они в первую очередь для создания траншей, которые в дальнейшем применяются для прокладки связи.
Копает в любой земле. /Фото: unique-transport.pp.ua.
В продолжение темы читайте о том, почему у большинства тракторов задние колеса большие, а передние куда меньше.