Архитектура RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Появлением особенного музея в России, где собраны уникальные диковинки со всего мира, мы обязаны Петру Великому, который привез из Европы множество необычных экспонатов и артефактов. Благодаря увлечениям европейцев, которых в то время захлестнула мода на собирательство поражающих воображение редкостей, в новой столице империи открылась Кунсткамера, ставшая не просто балаганным развлечением для зевак, а первым естественно-научным музеем страны, который в петровские времена можно было посетить бесплатно.


1. История появления петровской Кунсткамеры в Санкт-Петербурге



Кабинет редкостей: Кунсткамера в Санкт-Петербурге. | Фото: ru.pinterest.com.

Кабинет редкостей: Кунсткамера в Санкт-Петербурге. | Фото: ru.pinterest.com.


Природное любопытство и стремление к познанию подталкивали Петра I к поездкам в Европу, где государь занимался не только дипломатическими и экономическими вопросами, большую часть времени он посвящал научным экспедициям. Посещая учебные заведения, частные кабинеты (анатомии, зоологии и ботаники), библиотеки и научные собрания, общаясь с учеными разных стран, император стремился перенять передовой опыт, договаривался о покупке заинтересовавших его коллекций и даже переманивал многих на службу в Россию.

Особняк Кикина, который был первым местом, где в Санкт-Петербурге размещалась Кунсткамера. | Фото: ru.pinterest.com.

Особняк Кикина, который был первым местом, где в Санкт-Петербурге размещалась Кунсткамера. | Фото: ru.pinterest.com.


Первое заграничное путешествие, совершенное в 1697–1698 гг. (известно под названием Великое посольство Петра I), закончилось тем, что в московском Аптекарском приказе, появились уникальнейшие коллекции, привезенные из Европы, которая в тот период была увлечена собирательством различных диковинок. Задумывая строительство нового города на Неве, которому суждено было стать столицей Российской империи, он не забыл о собрании редкостей, место хранения которых в Европе называлось Кунсткамерой (кабинет редкостей).

Первая экспозиция была размещена в московском Аптекарском приказе по возвращении Петра Великого из путешествия по Европе. | Фото: ru.wikipedia.org.

Первая экспозиция была размещена в московском Аптекарском приказе по возвращении Петра Великого из путешествия по Европе. | Фото: ru.wikipedia.org.


В 1714 году, когда перевозили царскую резиденцию в Санкт-Петербург, вместе с ним были доставлены: личные собрания монарха (в них входила уникальнейшая коллекция прикладного искусства, перешедшая к нему от предков и пополненная им самим), библиотека и коллекции Аптекарского приказа. Первоначально все артефакты и уникальные экспонаты были размещены в отдельном крыле Летнего дворца, являющегося императорской резиденцией, но по мере разрастания коллекции было решено переместить ее в конфискованный дворец сподвижника Петра I, Александра Кикина, и произошло это событие в 1718 году.

Палаты Кикина, в которых изначально размещалась первая экспозиция Кунсткамеры (гравюра). | Фото: kunstkamera.ru.

Палаты Кикина, в которых изначально размещалась первая экспозиция Кунсткамеры (гравюра). | Фото: kunstkamera.ru.


Примечательно: После размещения экспонатов в новом музее, который в России называли Натуркаморы, Петр I издал указ, что вход в него будет свободным и доступным для всех желающих. Несмотря на протесты высших чинов государевых и вельмож он настоял на том, что посещать Императорскую библиотеку и Кунсткамеру будут бесплатно, чтобы привлечь внимание всех подданных, побуждая привить любовь к наукам и тягу к знаниям, ведь не секрет, народ всегда любил посмотреть на диковинки. Правда, место было выбрано совсем неудачное, ведь среди народа ходили упорные слухи, что в этом особняке бродит призрак казненного хозяина, и поэтому боялись туда заходить.

Со временем Кикины палаты достраивались и преображались, в результате, сегодня можно увидеть яркий образец петровского барокко (Санкт-Петербург).

Со временем Кикины палаты достраивались и преображались, в результате, сегодня можно увидеть яркий образец петровского барокко (Санкт-Петербург).


Это подтверждает в своей книге «Подлинные анекдоты о Петре Великом» (1785 г.) Яков Штелин – конференц-секретарь Академии наук: «Кто бы стал заботиться о моих натуральных редкостях или захотел бы смотреть их, когда бы должно было платить за то деньги? Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкой вина или водки, либо чем-нибудь иным, в самых этих комнатах».

Учитывая активную пополняемость артефактами и диковинками со всего мира, Кикины палаты стали тесноваты, что заставило Петра Великого издать указ о начале строительства специального здания Музея и Библиотеки на Васильевском острове. К завершению проекта государь так и не дожил, но после открытия в 1826 году и по сей день Кунсткамера находится все в том же здании.

2. Первые коллекции Петра I, удивившие не только русский народ



В Кунсткамере хранится посмертная маска Петра Великого, позволяющая узнать, как он выглядел на самом деле (Санкт-Петербург). | Фото: kunstkamera.ru.

В Кунсткамере хранится посмертная маска Петра Великого, позволяющая узнать, как он выглядел на самом деле (Санкт-Петербург). | Фото: kunstkamera.ru.


Собрание Петра I, выставленное в Кабинете редкостей, было разделено на 6 направлений:

Некоторые экспонаты не для слабонервных посетителей даже в наше время (Кунсткамера, Санкт-Петербург). | Фото: gagaru.club.

Некоторые экспонаты не для слабонервных посетителей даже в наше время (Кунсткамера, Санкт-Петербург). | Фото: gagaru.club.


• Экспозиция «Анатомия» при открытии в 1714 году в Летнем дворце насчитывала небольшое количество «склянок сохраненных рыб, птиц и гадов, нескольких уродов и анатомические вещи», которые государь привез из Голландии. Уже к 1716 году коллекция значительно расширилась, здесь появились: четвероногие, птицы, рыбы, змеи, ящерицы, раковины, привезенные из Ост- и Вест-Индии голландским аптекарем Альбертом Себы; знаменитое анатомическое собрание голландского доктора Фредерика Рюйша.

В Кунсткамере можно увидеть коллекцию зубов, которые удалил сам Петр I (Санкт-Петербург). | Фото: russo-travel.ru.

В Кунсткамере можно увидеть коллекцию зубов, которые удалил сам Петр I (Санкт-Петербург). | Фото: russo-travel.ru.


Зал Анатомического театра Кунсткамеры, в котором сам государь не успел поучаствовать в «представлениях» (Санкт-Петербург).

Зал Анатомического театра Кунсткамеры, в котором сам государь не успел поучаствовать в «представлениях» (Санкт-Петербург).


Интересный факт от Novate.ru: Государь огромной державы не только закупал коллекции, он сам активно увлекался препарированием и не только животных. Его интерес к анатомии и медицине не заканчивался на чтении книг, император получил азы врачевания, мог запросто вскрыть нарыв, сделать кровопускание или перевязку, простейшую операцию, удалить больной зуб и изготовить протезы. В Кунсткамере есть экспонаты, полученные в результате медицинской практики самого государя. Это коллекция зубов, которые он удалил собственноручно. Кстати сказать, увлечение Петра Великого естествознанием, анатомией и медициной привело к открытию госпиталей, хирургических училищ, ботанических садов и анатомических театров, один из которых в 1728 по 1747 гг. находился при Кунсткамере.

Экспозиция «Натуралии», где представлены виды животных и растений (Кунсткамера, Санкт-Петербург).

Экспозиция «Натуралии», где представлены виды животных и растений (Кунсткамера, Санкт-Петербург).


• В зале «Натуралии» были выставлены гербарии множества видов растений; гравюры, реалистично изображающие растения, чучела животных со всех континентов, в том числе заспиртованные (зоологическая экспозиция состояла из 7 разделов). Несмотря на то, что Кунсткамера в России была первым музеем такого рода, ее коллекции при Петре I считались самыми богатыми и экзотическими в Европе.

В Кунсткамере собраны артефакты, ритуальные атрибуты, национальная одежда из всех регионов России и других стран мира (Санкт-Петербург).

В Кунсткамере собраны артефакты, ритуальные атрибуты, национальная одежда из всех регионов России и других стран мира (Санкт-Петербург).


• «Раритеты» стали местом, где выставлялись археологические и палеонтологические находки европейской части России и Сибири, обнаруженные как предками Петра I, так и во время его правления. По его приказу в Санкт-Петербург доставлялись все ценные артефакты и атрибуты, обнаруженные в ходе раскопок курганов, экспедиций, прибывающих из разных уголков огромной империи.

Коллекции ритуальной одежды и экипировки воинов из разных стран мира (Кунсткамера, Санкт-Петербург).

Коллекции ритуальной одежды и экипировки воинов из разных стран мира (Кунсткамера, Санкт-Петербург).


• Направление, с непонятным для большинства людей названием «Артицифалии и куриозитеты» стало местом, где собраны коллекции изделий из золота и серебра, драгоценные камни, нумизматика (включая символические ключи от разных городов), военные трофеи, подарки европейских монархов, коллекционное оружие, живопись, рисунки, чертежи, макеты, которые были привезены Петром I или ему подарены. Позже были добавлены коллекции русской элиты.

В уникальном музее уникальные коллекции можно изучать не один день и даже не месяц (Кунсткамера, Санкт-Петербург).

В уникальном музее уникальные коллекции можно изучать не один день и даже не месяц (Кунсткамера, Санкт-Петербург).


• В разделе «Минералы и палеонтология» можно было увидеть коллекции минералов, причем не только тех, которыми была богата Земля русская, здесь встречались редчайшие экземпляры, привезенные из разных стран мира, а также окаменелости, множество видов раковин и даже кости доисторических животных (мамонт, бизон, шерстистый носорог).

В Кунсткамере собраны старинные инструменты, оборудование и приборы, которые использовались в разных отраслях (Санкт-Петербург). | Фото: gagaru.club.

В Кунсткамере собраны старинные инструменты, оборудование и приборы, которые использовались в разных отраслях (Санкт-Петербург). | Фото: gagaru.club.


Учитывая пристрастие Петр I к техническим новинкам, неудивительно, что в Кунсткамере имеется экспозиция «Инструменты», в которую поступали все новинки, приобретенные в европейских странах. Ее началом стали приборы, изобретенные лейденским физиком Питером Мушенбруком, который многие годы снабжал кабинеты и лаборатории Российской Академии наук. Сюда поступали новинки, применяемые в астрономических исследованиях, военной технике, науке, медицине, промышленности и т. д.

Старинные астрономические приборы, и уникальнейший Готторпский глобус, правда, в более позднем исполнении (Кунсткамера, Санкт-Петербург).

Старинные астрономические приборы, и уникальнейший Готторпский глобус, правда, в более позднем исполнении (Кунсткамера, Санкт-Петербург).


Примечательно: Учитывая, что все передовое математическое, физическое, оптическое и астрономическое оборудование находилось в Кунсткамере, неудивительно, что в новом здании предусмотрели башню, в которой проводили наблюдения за небесными светилами. Именно башня стала нулевым меридианом, использовавшимся для отсчета географической долготы при составлении карт Российской империи (до появления Пулковского меридиана).

3. Как выбирали место под строительство Кунсткамеры на Васильевском острове



Главный фасад здания Кунсткамеры на Васильевском острове в 1740 году (гравюра). | Фото: kunstkamera.ru.

Главный фасад здания Кунсткамеры на Васильевском острове в 1740 году (гравюра). | Фото: kunstkamera.ru.


Как уже говорилось, строительство здания, предназначенного для размещения Кунсткамеры и Императорской библиотек, началось еще при жизни Петра Великого, причем место он выбирал самостоятельно. Существуют свидетельства, что это место было не случайным. Согласно градостроительному плану, разработанному архитектором Ж.-Б. Леблоном, центром Санкт-Петербурга являлся Васильевский остров. На его Стрелке должен был появиться научно-культурный центр столицы, в который бы входили здания: Академии наук, Кунсткамеры, Библиотеки, Двенадцати коллегий и др.

Легендарный обрубок «диковинной» сосны, указавший на место строительства здания для Кунсткамеры (Санкт-Петербург). | Фото: kunstkamera.ru.

Легендарный обрубок «диковинной» сосны, указавший на место строительства здания для Кунсткамеры (Санкт-Петербург). | Фото: kunstkamera.ru.


Во время осмотра территории, выделенной под строительство, Петр I заметил «диковинную сосну», одна ветка которой вырастала как обычно, из ствола, но при этом на небольшом расстоянии, она снова вросла в ствол, образуя своеобразную ручку. Эта странность и предопределила расположение здания Кунсткамеры, о чем написано в каталоге и путеводителе по Кунсткамере, составленном унтер-библиотекарем Осипом Петровичем Беляевым, посвятившему сосне специальный раздел: «...Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы?.. Если верить преданию, Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена».

4. Перипетии судьбы нового здания Кунсткамеры



Так выглядела Кунсткамера сразу после открытия и после пожара 1747 года (гравюры XVIII век).

Так выглядела Кунсткамера сразу после открытия и после пожара 1747 года (гравюры XVIII век).


Кунсткамера на Стрелке Васильевского острова и башня, которую восстановили в 1947 году по сохранившимся чертежам (Санкт-Петербург).

Кунсткамера на Стрелке Васильевского острова и башня, которую восстановили в 1947 году по сохранившимся чертежам (Санкт-Петербург).


Строительство специально спроектированного здания для размещения экспозиции Кунсткамеры и научных помещений, включая обсерваторию и планетарий было начато в 1718 г. Существует мнение, что разработкой проекта занимался сам император и знаменитый немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер (его творения имеют аналогичную структуру и оформление), а руководил процессом его ученик архитектор Иоганном Маттарнови. Поскольку здание особенного музея должно было иметь эстетически привлекательный вид, был выбран стиль петровского барокко, для которого характерны черты, позаимствованные из голландской и северогерманской архитектуры. Это и наличие ступенчатых башен, увенчанных куполом/шпилем, башенных часов, флюгеров, и использование высоких «переломленных» крыш, «вогнутых фасадов», ступенчатых/щипцовых фронтонов, фигурных филенок, рамочных наличников, и дробление окон на мелкие элементы, а также выбор в пользу двухцветной окраски.

История Кунсткамеры неразрывно связана с Российской Академией наук, ведь в ее стенах проводили эксперименты и писали свои труды М. В. Ломоносов и другие ученые. | Фото: russo-travel.ru.

История Кунсткамеры неразрывно связана с Российской Академией наук, ведь в ее стенах проводили эксперименты и писали свои труды М. В. Ломоносов и другие ученые. | Фото: russo-travel.ru.


Строительство было завершено уже после смерти Петра I в 1727 г. и уже под руководством архитектора Г. Кьявери. К сожалению, новый музей в таком исполнении просуществовал лишь до пожара, случившегося в 1747 г. Восстановительные работы были проведены в 1755 - 1758 гг., а проект реконструкции был разработан архитектором С. И. Чевакинским, который внес значительные коррективы в первоначальный план.

Мало кто знает, но на территории России имеются свои «падающие» башни», с уникальными конструкционными особенностями и захватывающими историями.

А вот познавательное видео нашего канала:




Обратите внимание:







4972
5.03.2023 12:01
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё