Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0

Бронетанковая техника порой приобретает причудливые формы/ Фото: oruzhie.info

Бронетанковая техника порой приобретает причудливые формы/ Фото: oruzhie.info

Когда первые танки начали бороздить фронтовые просторы в начале прошлого века, в большинстве стран с развитым оборонным комплексом приступили к созданию гусеничной бронетехники многоцелевого назначения. Зачастую разработки были реально удачными и решали массу задач. Но случались и настоящие казусы – например, техника была неоправданно дорогой и быстро проваливала все испытания.


1. Пятибашенный танк



Танк Т-35 с пятью башнями/ Фото: 38niii.ru

Танк Т-35 с пятью башнями/ Фото: 38niii.ru

За несколько лет до начала Второй мировой войны в Советском Союзе активно развивалась танкостроительная отрасль, а также создавались целые школы по проектированию и производству танков. Именно в конце 20-х гг. в СССР появились поистине необычные и, пожалуй, странные модели такой бронетехники.

К слову, среди них оказался массивный танк Т-35 с пятью башнями. Над созданием машины трудились конструкторы Н. Зигель и Н-Барыков на Ленинградском танкостроительном заводе.

И хоть самым прогрессивным и эффективным танком времен Первой мировой войны был Renault FT с одной башней, многие корпорации всерьез рассматривали тенденцию конструкций с большим количеством башен. В их числе была британская марка Vicker и немецкая Rheinmetall.

Изначально этим разработкам давали обозначение техники для прорыва, которая предназначалась для оказания помощи сухопутным войскам при устранении фронтовых укреплений противника. Естественно, у таких танков была усиленная броня и мощное бортовое вооружение.

Однако если немцы и британцы так и не смогли наладить серийное производство танков с несколькими башнями, то в Советском Союзе удалось реализовать эту неординарную идею и начать выпуск Т-26 с двумя башнями и Т-28 – с тремя башнями. Более того, в парковом танке даже был 5-башенный аппарат Т-35, в котором было много компромиссных решений, не соответствующих ряду требований.

Танк Т-26 с двумя башнями/ Фото: victorymuseum.ru

Танк Т-26 с двумя башнями/ Фото: victorymuseum.ru

К примеру, эксплуатационный вес машины превысил 50 тонн, хотя изначально должен составлять 35 тонн, а вездеходные свойства оказались под угрозой. То же самое можно сказать о надежности и долговечности. В качестве силового агрегата использовался 500-сильный мотор из авиационной промышленности, который явно не справлялся со своими задачами на гусеничной технике.

Допустимая скорость разгона в условиях ровного покрытия составляла 30 км/ч, а при преодолении подъемов с углом 30 градусов у машины уже были серьезные проблемы. Максимальный запас хода при полной заправке бака на 910 литров составлял 140 км. Еще одним явным изъяном была сомнительная маневренность, а из-за высоты в 3,4 метра танк моментально превращался в легкодоступную цель для вражеских пушек.

Толщина брони, вопреки внушительной массе, составляла всего 30 мм в области главной башни и корпуса. Естественно, это делало машину уязвимой к ударам противника. В качестве бортового вооружения использовались две пушки 45 мм калибра, одна 76-миллиметровая пушка и шесть пулеметов.

Трехбашенный танк Т-28/ Фото: wiki.warthunder.ru

Трехбашенный танк Т-28/ Фото: wiki.warthunder.ru

Модель выпускалась с 1933 года в Харькове, но из-за крайне сложных конструктивных особенностей и ряда проблем темпы производства были очень медленными. Машина выглядела перспективно только на парадных выставках, но реальной боевой эффективности так и не показала. Ее всячески совершенствовали, пытаясь сделать более надежной, но это лишь усугубило ситуацию с весом (он достигал уже 58 тонн), никак не влияя на надежность.

Уже на ранних стадиях Второй мировой войны 48 боеспособных машин были выведены из строя, причем не только из-за попаданий из противотанковых пушек противника, но и из-за своих конструктивных изъянов. Последний раз танк принял участие в бою в 1945 году, причем находясь в распоряжении немцев, оборонявщих Берлин. Сейчас сохранился единственный музейный экспонат, который находится в музее в Кубинке.

2. «Безбашенный» танк с двумя пушками



Танк без башни, но с двумя пушками VT-1/ Фото: pikabu.ru

Танк без башни, но с двумя пушками VT-1/ Фото: pikabu.ru

Инженеры холдинга Maschinenbau Kiel (Германия) в 60-х годах представили безбашенную модификацию танка с двумя бортовыми пушками – VT-1. Это был амбициозный проект, который в свое время даже расценивался как потенциальный наследник «Леопард-2». Кстати, именно этот факт послужил тому, что модель даже неофициально называют Leopard-3.

В качестве отправной тачки конструкторы использовали опытный образец MBT-70 с некоторыми доработками. К примеру, башню заменила рубка, укомплектованная двумя пушками L7 105-миллиметрового калибра. Как и шведская модель Strv.103, данная машина наводилась на цель по вертикальной оси с помощью классических приспособлений. Однако способность ведения огня прямо во время движения отсутствовала.

Изначально для сборки корпуса использовали стандартную сталь, но при таком исполнении масса машины доходила до 40 тонн. Наличие бронезащиты только бы усугубило ситуацию, увеличив вес еще на пару тонн. Для этого танк укомплектовали 1500-сильной дизель-генераторной установкой с режимом форсажа.

На момент создания такими характеристиками не могли похвастаться все существующие танки. Да и сейчас схожие агрегаты мало где используются. То же самое касается скорости разгона, достигающей свыше 70 км/ч.

Военные отказались от танка VT-1 в пользу Leopard-2/ Фото: wikimedia.org

Военные отказались от танка VT-1 в пользу Leopard-2/ Фото: wikimedia.org

У каждой пушки был автоматический комплекс заряжания для более быстрой стрельбы. Правда, вести залповый огонь сразу из двух орудий невозможно, что считалось ключевым недостатком серии. Из-за внушительной отдачи после каждого выстрела танк немного разворачивался. Это расстраивало немецких военных, поэтому они решили отказаться от взятия на вооружение VT-1 в пользу Leopard-2.

Однако история VT-1 на этом не была завершена. После ряда испытаний инженеры представили доработанную модификацию модели с двумя 120-миллиметровыми пушками и устранением ряда недочетов предшественника. Тем не менее, эти шаги не привели к пересмотрению бундесвером своего решения, и танк так и не поступил на вооружение, хотя совершенствовался еще лет десять.

Спустя какое-то время немцы пришли к окончательному выводу, что «Леопард» второго поколения не требует доработки, поскольку обладает отличным потенциалом и боевыми характеристиками. А все слабые места VT-1 были банально неизлечимыми, поэтому у нее просто не оставалось перспектив.

Кстати, некоторые эксперты считают VT-1, как и, к слову, шведскую Strv.103, самоходной артиллерийской установкой с отсылкой к танковой технике. А вот Leopard-2 – это полноценный танк, разработанный для решения широкого спектра задач. Это и привело к окончательному сворачиванию проекта в середине 80-х гг.

3. Атомная пушка



«Атомная пушка» 2АЗ «Конденсатор-2П»/ Фото: oruzhie.info

«Атомная пушка» 2АЗ «Конденсатор-2П»/ Фото: oruzhie.info

В Советском Союзе была разработана крупнейшая атомная бомба, самый громадный ракетоносец с атомной силовой установкой, самый крупный атомный крейсер и экраноплан. Среди таких разработок оказалась и самая большая артиллерийская пушка на гусеничной платформе.

В середине 50-х гг. в США и СССР уже были компактные ядерные заряды, способные адаптироваться под калибр 203 мм. И сложно сказать, что советские конструкторы были одержимы всем самым крупным, но и распыляться на мелкие предметы не сильно хотели.

Именно поэтому советская армия получила на вооружение первый в мире атомный миномет и атомную пушку. У первого был 420-мм калибр, тогда как второй был рассчитан под снаряды калибра 406 мм. Таким образом, советским конструкторам удалось сделать, пожалуй, невозможное – бортовую пушку супер-линкора разместить на гусеничной платформе танка Т-10.

Амбициозный проект даже получил официальное название 2АЗ «Конденсатор-2П» (если говорить об атомной пушке), а миномет обозначили как 2Б1 «Ока». В двух случаях орудие создавалось для ликвидации важнейших объектов противника с расстояния до 25 км. Причем в качестве боеприпасов использовались как обычные, так и ядерные снаряды. Миномет смог забросить реактивную мину весом в 670 кг на расстояние до 45 км, тогда как дальность стрельбы из «атомной пушки» снарядом весом 570 кг составляла 24,5 км.

Миномет 2Б1 «Ока»/ Фото: wikipedia.org

Миномет 2Б1 «Ока»/ Фото: wikipedia.org

Масса миномета составляла 55 тонн, а самоходной установки – 64 тонны. Однако из-за внушительной нагрузки, которой подвергалось оружие при выстреле, его пришлось долго дорабатывать и всячески совершенствовать, чтобы исключить все недочеты конструкции. Но насколько сильным было удивление присутствующих на параде 1957 года, когда на площадь вывели не опытные, а серийные образцы «атомных» минометов и пушек.

К сожалению, военные так и не смогли раскрыть потенциал таких видов оружия. Стоимость миномета и пушки была заоблачно высокой, а из-за внушительных габаритов и веса оставался ряд ограничений на эксплуатацию и совершенствование. Длина только ствола у миномета достигала 20 метров.

Естественно, доставить такую пушку на позицию и подготовить к ведению огня было очень проблематично. Да и погрузка на железнодорожную платформу занимала пару часов. В любом случае, проект был амбициозным и показал, что у советских военных есть альтернатива любым разработкам конкурентов.

Ближе к 60-м гг. в Советском Союзе уже появились самоходные ракетные комплексы тактического назначения, которые и стоили дешевле, и были более доступными в изготовлении. Еще они обладали меньшим весом и габаритами, предлагая увеличенную дальность стрельбы и отличный боевой потенциал.

Неудивительно, что «Конденсатор» и «Ока» пробыли на вооружении советской армии не более 4 лет, после чего канули в историю.

Как видим, гусеничная техника может ломать стереотипы и быть поистине неординарной. Причем, на многие амбициозные проекты военные делали высокие ставки, однако из-за ряда недоработок и спорных моментов они так и не нашли своего практического применения.



Интересно также узнать, сколько у России танков по мнению американских наблюдателей и журналистов.


Обратите внимание:







2144
3.10.2023 12:45
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё