Ту-104 в небе.
В середине 1950-х годов в противостоянии капитализма и социализма за первенство в авиации наметился лидер: СССР представил миру Ту-104 – реактивный пассажирский самолет. Вот только на Западе не могли знать о том, что лайнер имел конструктивную ошибку, которая делала его практически неуправляемым, а нежелание авиаконструкторов прислушаться к мнению простого пилота приведет к тому, что он сможет доказать свою правоту только ценой собственной жизни.
Реактивный пассажирский самолет Ту-104. /Фото: rosoboronpostavka.ru
1950-е годы – разгар гонки вооружения между капиталистическим и социалистическим лагерями. Эта битва не обошла стороной и самолетостроение. Серьезным шагом в развитии мировой авиации должно было стать внедрение реактивных самолетов, которые уже довольно успешно использовались в военно-воздушных силах, в гражданскую авиацию. В Советском Союзе таким прорывом стал самолет Ту-104.
Разработка советского реактивного лайнера началась в 1954 году КБ «Туполев». Чтобы сэкономить время и ресурсы, за основу взяли уже существующий и успешно эксплуатируемый в ВВС СССР реактивный Ту-16.
Самолет Ту-16 стал прототипом для Ту-104. /Фото: oruzhie.info
«Первый в мире гражданский реактивный самолет» - такой заголовок сопровождал Ту-104 в советской литературе. Но действительности он не соответствовал. По-настоящему первыми в этом отношении стали англичане – их реактивная «Комета» была создана как коммерческий реактивный пассажирский самолет еще в 1949 г.
Однако первое поколение «Комет» бороздило воздушные просторы недолго: целая серия крушений лайнеров в первой половине 1950-х гг. привела к запрету на их эксплуатацию с подачи лично премьер-министра Черчилля. Четыре года англичане исправляли ошибки, и лишь в 1958 году уже четвертая, улучшенная модификация «Кометы» была введена в состав британских гражданских авиалиний.
Британский лайнер Comet первого поколения /Фото: indicator.ru
Такая пауза англичан дала фору Советам, которые спешно стали создавать свое реактивное воздушное судно для гражданской авиации. Свой первый полет Ту-104 совершил уже в ноябре 1955 года, то есть на разработку самого лайнера ушло едва ли больше полутора лет. Стоит заметить, что внешний облик, огромная по тем временам скорость, комфортный салон и высокие стандарты обслуживания – все это привлекало немало внимания к новому самолету. Даже меню составлял лично конструктор самолета Андрей Николаевич Туполев - в нем, в частности, присутствовали красная икра и коньяк.
Салон Ту-104 /Фото: airwar.ru
Однако такая спешка стала причиной ряда конструкторских неполадок, которые в сумме привели к загадочному поведению лайнера в воздухе. Сами летчики окрестили его «подхватом» - самолет резко подбрасывало вверх, набирая высоту, затем он переворачивался и стремительно пикировал. По сути, лайнер становился просто неуправляемым.
Впрочем, проблемы в эксплуатации Ту-104 не смутили советское руководство, и еще не доработанный до конца самолет, который странно и необъяснимо вел себя в воздухе, решено было активно демонстрировать Западу. Ту-104 возили на выставки и удивляли ним авиастроителей и простых обывателей Европы, которые окрестили его «Русским чудом». Более того, самолет так восхитил Никиту Хрущева, что он собирался лететь на нем в Лондон на очередную демонстрацию, но опасаясь плохо контролируемого лайнера, генсека от этой идеи отговорили.
Советский лайнер на зарубежной выставке. /Фото: airwar.ru
Когда стало ясно, что этим странным явлением «болеет» целый ряд Ту-104, КБ Туполев созвало комиссию с целью расследовать происшествия и найти причины появления «подхвата» во время полета. Было решено вернуть самолет на испытания. Однако временное выведение из эксплуатации «Русского чуда» выглядело бы чересчур подозрительно для капиталистического лагеря. Несмотря на опасность новых катастроф, гражданские рейсы Ту-104 не прекратились.
Одним из испытателей самолета стал Гарольд Кузнецов, гражданский пилот, который летал именно на Ту-104. У него была своя версия появления «подхвата» - Кузнецов видел проблему в недоработке управления, нехватке руля высоты и стабилизаторов. Но высокие чины во главе с Туполевым простого летчика слушать не желали. Мало того, сам авиаконструктор, отказываясь признать свою ошибку, в сердцах бросил циничную фразу: «Это не самолет плохой, это вы на нем летать не умеете!».
А. Н. Туполев в кабине Ту-104. /Фото: kazan.aif.ru
И все-таки, Гарольд Кузнецов сумел доказать свою правоту, но цена была ужасной: 17 октября 1958 года, выполняя рейс Пекин-Москва, Ту-104, командиром которого он был, разбился в Чувашии. Причиной катастрофы стал тот самый «подхват». Кузнецов до последнего старался вывести самолет из пике и продолжал сообщать данные приборов вплоть до самого падения. Именно эти записи позволили исправить недоработки в управлении Ту-104.
Однако эти самолеты падать не перестали, хоть и причиной падений был уже не «подхват». Ту-104 заработал дурную славу среди советских людей, и они отобразили это даже в фольклоре - на похоронный марш наложили слова: «Ту-104 – самый быстрый самолет: за две минуты до могилы довезёт».
Экипаж разбившегося Ту-104 (Г.Кузнецов - второй справа). /Фото: dnevniki.ukt.ru
Хочешь узнать, что-таки заставило руководство СССР снять печально известный самолет с эксплуатации? Читай про авиакатастрофу, унесшую жизни практически всего руководящего состава Тихоокеанского флота СССР