21.07.2022 23:29
Попытки оснастить большие транспортные средства электрическими и водородными силовыми установками показали, что быстрого прогресса в этом направлении не предвидится. Активные усилия в этом направлении предпринимаются, но массовой технология пока что не станет из-за нерешённых технических вопросов и несоразмерно большой цены. Альтернативу предлагает швейцарский институт, которому удалось получить биотопливо из воды, света и углекислого газа.
Зелёная энергия
Перевести на электрическую тягу легковой или даже грузовой автомобиль достаточно просто, гораздо хуже дело обстоит с более серьёзным транспортом. Дизель-электрические локомотивы, самолёты и корабли оборудуются чрезвычайно мощными силовыми установками, заменить которые совсем непросто. Лёгкую и компактную аккумуляторную батарею с огромной мощностью создать невозможно, а водородный источник энергии окажется неоправданно дорогим, к тому же, остаются нерешёнными вопросы хранения большого количества водорода. Поэтому у исследователей возникла мысль о создании биотоплива. Правда, с его изготовлением тоже возникли проблемы, поскольку оно делается из органического сырья, например, дерева или кукурузы. Поскольку вырубку лесов и использование площадей, предназначенных для высадки овощей и зерновых, сложно назвать хорошим решением, учёные из Швейцарского федерального технологического института взялись разработать совершенно новый метод получения топлива.
Доступное топливо
Прежде всего, суть использования биологического топлива сводится не к тому, чтобы полностью заменить дизель. Дизельное и биотопливо лишь смешивают в определённой пропорции, уменьшая таким образом количество выбросов в атмосферу. Проблема же заключается в отсутствии достаточного количества последнего, нужен способ производства, который будет достаточно дешёвым и не потребует засаживания кукурузой половины континента. Способ этого избежать предложили швейцарские специалисты. Они разработали процесс, при котором солнце, вода и углекислый газ преобразуются в дизельное топливо и в керосин. Конечно, это не может уменьшить выбросы в атмосферу, поскольку во время их сгорания тоже выделяется углекислый газ, но углекислота в процессе производства берётся из атмосферы, поэтому она просто возвращается назад, не увеличивая общее количество.
Сама производственная установка состоит из 169 зеркальных панелей площадью 3 квадратных метра каждая. Они расположены вокруг центральной башни, в верхней части которой размещается керамический реактор, а в нижней – непосредственно установка для сжижения газа. Зеркальные панели направляют 2500 солнечных лучей на реактор, куда подаётся вода и чистая двуокись углерода (СО2). Под воздействием температуры и в присутствии церия в качестве катализатора они образуют газообразный водород и монооксид углерода (СО), который называют синтез-газом. Именно он и становится сырьём для производства: в нижней части башни он сжижается с образованием керосина и дизельного топлива.
Хоть полных данных по работе экспериментальной установки нет, но она продемонстрировала жизнеспособность этого метода. Она работала девять дней по 53 минуты, а общее время работы составило 55 часов. В итоге было произведено 5191 литра синтез-газа, но сколько именно топлива и какого удалось получить, исследователи не указали. В любом случае, чтобы добиться хоть сколько-нибудь стоящего результата, установка должна обладать гораздо большей производительностью.
Понравилась эта новость? Подпишись на нас в соцсетях!