Автомобиль на плохой дороге/ Фото: autoprostavka.com
Что такое проходимость автомобиля? Это то, с какой легкостью он преодолевает дорожные препятствия. Термин «проходимость» чаще всего употребляется по отношению к внедорожникам и вездеходам – у них действительно высокие мощностные характеристики. Современные джипы с легкостью проходят снежные заносы, ямы и ухабы, глубокие лужи, жирную грязь, зыбучие пески, болотные топи и лесные дебри. Но не все являются обладателями таких машин, а легко преодолевать преграды хочется. Можно ли этого достичь на любом автомобиле, а не только на мощном внедорожнике?
1. Что влияет на проходимость
От чего зависит проходимость машины?/ Фото: amastercar.ru
На способность машины передвигаться по бездорожью влияют несколько факторов:
Но самое главное – это крутящий момент. О нем и поговорим.
2. Крутящий момент и сопротивление
Крутящий момент возникает при нагрузке/ Фото: 1gai.ru
Если двигатель работает, то он в любом случае выдает крутящий момент – это миф! Момент возникает только в том случае, если есть нагрузка (сопротивление), то есть двигатель совершает полезную работу. Без сопротивления нет крутящего момента.
Степень проходимости = предельное тяговое усилие / сила сопротивления движения.
То же самое касается беспомощно буксующего колеса. Такое нередко случается с автомобилями, оснащенными межколесной блокировкой. Если внедорожник попадет на лед или зависнет в воздухе хотя бы одним колесом, то и другое, расположенное с ним на общей оси, потеряет опору. Крутящий момент на всех колесах и маховике силового агрегата исчезнет. То есть, одно колесо будет стоять неподвижно, а другое – вращаться в холостую. А все потому, что нет сопротивления – нет крутящего момента.
Таким образом, чтобы справиться с ситуацией, нужно обеспечить двигателю сопротивление. Собственно, именно на этом основано действие любой системы, которая увеличивает проходимость автомобиля.
Также следует сказать о том, что большинство автомобилистов верит во всемогущество бортовой электроники. Но во всех ли ситуациях она оправдывает свое предназначение? Можно ли искусственно увеличить проходимость?
3. Самые простые и бесплатные способы увеличения проходимости
Едущий по сугробам «Жигули»/ Фото: w-dog.ru
Если вспомнить, как наши отцы и деды выбирались из снежных заносов на «Жигулях» и «Волгах», то там, конечно, ни о какой электронике речи не шло. Вот вам три бесплатных совета:
1. Подтянуть стояночный тормоз. При этом происходит следующее: буксующее колесо приобретает сопротивление, на нем возникает крутящий момент, дифференциал передает крутящий момент неподвижному колесу, оно начинает крутиться, помогая вырваться из плена.
2. Приспустить шины до предельно минимального уровня. Это снижает давление на поверхность, увеличивает площадь контакта и улучшает сцепление с полотном. За счет этого возможность выбраться из жуткого месива увеличивается в разы.
3. Если колеса прочно утонули в снегу, нужно подложить под них антибуксы (автомобильные траки или сэнд-траки). Они представляют собой профилированные алюминиевые, стальные или пластмассовые пластины. Впрочем, они стоят денег, а мы сейчас говорим о бесплатных средствах.
За неимением сэнд-траков сгодятся подручные средства: палки, доски, ветки и пр. Просто подсовываем их под зарывшееся в снег ведущее колесо по направлению хода автомобиля любой марки и относительно легко выбираемся из снежного плена.
4. Способы повышения проходимости за относительно небольшие деньги
Цепи противоскольжения/ Фото: vsesvoimirykami.ru
Перейдем к более серьезным вариантам. Автомобильные противоскользящие цепи – это армированные цепи, в которых продольные тросы соединены между собой звеньями. Цепь полностью охватывает периметр колеса, выполняя функцию съемного протектора. Комплект включает два приспособления – на два передних колеса. На скользком накатанном грунте цепи противоскольжения действуют довольно эффективно за счет улучшения сцепляемости протекторов с поверхностью.
К преимуществам цепей можно отнести незатейливость конструкции, невысокую стоимость, компактность, простоту монтажа. Но они не являются универсальными – цепь подбирается под автомобиль конкретной марки и модели. То есть, если вы поменяете автомобиль, есть большая доля вероятности, что цепи, купленные для старой машины, окажутся не у дел.
Есть еще грязевые цепи. Они эффективно помогают не только на льду, но и на снегу, глине, песке. Их конструкция такова, что там просто нечему засоряться, а стоят они на порядок дешевле, нежели противоскользящие. Однако в таких цепочках отсутствует механизм самонатяжения, поэтому после установки грязевой цепи нужно метров через десять выйти из автомобиля и дотянуть ее вручную.
Но у противоскользящих и грязевых цепей есть один существенный недостаток – ими можно легко повредить дорогостоящие легкосплавные диски.
Колеса с композитными цепями/ Фото: autorus.ru
Еще один похожий вариант – композитные цепи. Их протекторная часть имеет типичный рисунок, поэтому нередко их именуют просто «сетками». Их можно применять на коротких заснеженных отрезках дороги. Невысокая степень надежности не позволяет использовать их в течение длительного времени. Но «сетки» действуют на легкосплавные колеса более щадяще, чем цепи.
Есть более дешевая альтернатива противоскользящим и прочим цепям – ремни и браслеты. Действуют они идентично, но служат меньше. Для изготовления ремней обычно используется полиуретан. Можно купить и пластмассовые изделия со стальными накладками, которые в народе называют «грунтозацепами».
Браслеты представляют собой цепочку, распиленную на куски. Чтобы выбраться из снежного плена, нужно надеть на каждое колесо три-четыре браслета, но бывает достаточно и одного. Предусмотрительные водители надевают эти приспособления заранее перед тем, как ехать по сложной трассе. И правильно делают, ведь нацепить браслеты на колеса, оказавшиеся в снежной ловушке, гораздо труднее.
Из недостатков: сильный износ изделий, отсутствие плавности хода авто.
5. Меняем шины
Колесо с протектором Mud Terrain/ Фото: drive2.ru
Нередко даже на полноприводных автомашинах стоят заводские шоссейные покрышки. На грязной или скользкой дороге они начинают пробуксовывать. Для передвижения по бездорожью нужны специальные шины, которые помогут преодолевать грязь, слякоть, мокрый, раскисший грунт.
Мы рекомендуем «переобуть» ваш джип в резину с протекторами типа Mud Terrain или All-Terrian. Такие шины позволяют не пробуксовывать на тяжелых дорогах и даже откровенном бездорожье.
Но такие приемы, как притормаживание вращающегося колеса, затягивание стояночного тормоза, использование различных приспособлений, соответствующих шин и даже искусственное увеличение трения в дифференциале лишь обеспечивают создание условий для возникновения крутящего момента в нужном месте. «Переброска» его при этом не происходит. А посему переходим к самым дорогим способам увеличения проходимости автомашины.
6. Делаем все колеса ведущими
Citroen 2CV 4x4 Sahara/ Фото: bonhams.com
Самым бесспорным вариантом является устройство ведущими обеих осей. Но для этого придется установить два мотора: спереди и сзади, как, например, в Citroen 2CV 4x4 Sahara. В этом полноприводном автомобиле не было механической связи между двумя осями. При выходе из строя второго двигателя или в целях экономии машина могла двигаться на одном моторе.
В настоящее время на гибридных паркетниках электрический силовой агрегат приводит в движение заднюю ось. Автопроизводители говорят о том, что возможно снабдить каждое колесо собственным электродвигателем. Может, в скором времени будут выпускаться такие машины.
Еще вариант – подсоединить к передней оси вал от раздаточной коробки. За счет жесткого подключения оси оба карданных вала будут вращаться с идентичной частотой. Подобная схема увеличивает проходимость автомобиля за счет одновременного вращения как минимум двух колес, но для диагонального вывешивания она не подходит.
Тут следует иметь в виду, что чем эффективнее способ увеличить проходимость автомашины, тем он дороже. Но, как видим, вариантов немало, и выбрать подходящий по средствам есть из чего.
Интересно также узнать, как продлить время эксплуатации дворников и ветрового стекла зимой.