После развала Советского Союза военно-промышленный комплекс чувствовал себя, мягко говоря, неуверенно: резкое снижение финансирования наряду с потерей ряда связей между бывшими республиками негативно сказалось на развитии оборонпрома. Однако не все было так печально - находились и положительные моменты. Так, когда в авиации встала проблема разработки нового учебно-боевого самолета, российские специалисты не просто справились с поставленной задачей: они создали такую машину, которая была названа в НАТО «маленьким ужасом», а все из-за того, что они ее...испугались.
Летающая парта, вселяющая страх в противника. /Фото: topwar.ru
На закате эпохи СССР перед командованием авиации встал вопрос обновления учебного самолета или, как его называли среди летчиков «летающей парты». Ведь без этого промежуточного звена профессиональных пилотов попросту не обучить.
Поэтому когда стало ясно, что предыдущий учебный флагман - чешский реактивный самолет L-39 Альбатрос - уже устарел, главком ВВС Советского Союза маршал авиации Александр Ефимов озвучил необходимость создания новой машины подобного типа.
Реактивный учебно-боевой самолет L-39 Альбатрос. /Фото: militaryarms.ru
Задачу по проектированию новой машины взялись воплощать в жизнь все ведущие конструкторские бюро СССР - Сухого, Микояна, Мясищева и Яковлева. При этом, из-за нехватки финансирования, было принято решение привлечь иностранных инвесторов. Так, МиГ создавался совместно с французскими специалистами, а вот Як-130 сотрудничали с итальянской компанией Aermacchi.
Разработка «летающей парты» продолжалась всю первую половину 1990-х, и в результате детище КБ Яковлева впервые поднялось в воздух 25 апреля 1996 года. Причем выход из совместной работы с Aermacchi на завершающем этапе работы над самолетом уже не повлиял на его создание. В свою очередь, итальянские специалисты также спроектировали свой учебный штурмовик, опираясь на базовую документацию по Як-130 - им стал M-346.
Итальянский самолет М-346. /Фото: flightglobal.com
Сложная военная обстановка в стране в 1990-х годах стала причиной перепрофилирования только созданного Як-130 из учебно-тренировочного в учебно-боевой самолет.
Переориентация потребовала немало времени, однако это не позволило машине попасть на периферию истории - в 2009 году Як-130 успешно прошел государственные испытания и два года спустя был пущен в серийное производство.
Як-130 - плод труда длиной в два десятилетия. /Фото: tvzvezda.ru
Як-130 оказался не только успешным самолетом, но и своеобразным первопроходчиком. Так, он стал первым полностью созданным штурмовиком после развала Советского Союза. Также на нем впервые была опробована и реализована концепция стеклянной кабины.
Самолет способен нести до трех тонн боевой нагрузки, состоящей из четырех управляемых ракет «воздух-воздух» Р-73, четырех ракет «воздух-поверхность» типа Х-25М, неуправляемых ракет калибром до 266 мм, авиабомб, разовых бомбовых кассет и зажигательных баков калибром до 500 килограммов, контейнеров с 23-мм пушечными установками.
Самолет оказался эффективным и в каком-то смысле уникальным. /Фото: aviation21.ru
Сегодня Як-130 не только является частью российского авиапарка, но и пользуется неплохим спросом за границей. Кроме того, он был отмечен американскими военными специалистами: в НАТО, где ему присвоят код Mitten - «Рукавица», его позже назвали «маленьким ужасом», когда выяснилось, что его бомбовая нагрузка превышает аналогичную характеристику знаменитого F-16.
В дополнение к теме: Падение «Летающего крана»: почему вертолет с уникальной грузоподъемностью не пошел в серию