Никто не смог или все-таки никто и не пытался спасти? А может быть завод ЗиЛ с 1980-х годов целенаправленно хоронили? Какой из этих вопросов будет намного лучше отражать то, что конкретно произошло с одним из крупнейших машиностроительных предприятий Советского Союза? Почему одни заводы и комбинаты по производству авто и грузовиков худо-бедно продолжили работать, а легенда отечественного рынка буквально канула в бездну?
История завода началась незадолго до революции. |Фото: russiainphoto.ru.
История ЗиЛ началась еще до прихода советской власти. Сначала на территории предприятия была ремонтная станция для импортных автомобилей. Как таковой автомобильный завод был основан на этом месте в 1916 году. Принадлежал он Торговому Дому «Кузнецов, Рубяшинские и Ко». Своей собственной линейки автопредприятие по началу не имело, а лишь занималось ремонтом и отверточной сборкой импортных автомобилей FIAT 15 Ter выпуска 1915 года. Именно эти грузовички долгое время и были главной продукцией. Выпускал их будущий ЗиЛ и в годы Гражданской войны 1917-1922 года, и в первые годы устоявшейся советской власти.
Завод постоянно рос. |Фото: fotostrana.ru.
Крутой разворот на заводе произошел, когда страна вступила на путь планомерной индустриализации, а директором московского предприятия был назначен Иван Лихачев. Партия поставила задачу наладить массовое производство грузовиков нового поколения, так как именно в них в первую очередь остро нуждалась растущая стремительными темпами советская экономика. Сначала была проведена модернизация предприятия. Завод так же купил в США права на грузовик Autocar 5S, который был изучен советскими конструкторами, после чего на его основе сделали грузовики АМО-3 и ЗИС-5.
Предприятие выпускало уйму заводов. |Фото: stellar-service.ru.
Завод имени Сталина (с 1931 года назван в честь вождя) стал первым советским предприятием, где в 1931 году была запущена первый сборочный конвейер. С 1936 года на предприятии стали выпускать не только грузовики, но еще и легковые автомобили. Правда, легковых авто делали поначалу совсем немного, так что они шли не для нужд простого народа, а для государственных структур и армии в качестве служебных автомобилей. В годы войны завод был эвакуирован в Ульяновск, где выпускал технику для фронта и освоил несколько новых моделей. В том числе ЗИС-150. В 1958 году линейка завода пополняется принципиально новыми грузовиками 6х6 ЗИЛ-157. Переименован завод был в Завод имени Лихачева в 1956 году сразу после XX съезда КПСС и кампании по развенчанию культа личности Сталина.
Хорошее было предприятие. |Фото: drive2.com.
Несмотря на сложность послевоенных лет, именно это время для завода ознаменовало начало «золотого века». Линейка предприятия постоянно пополнялась новыми моделями машин и модификациями двигателей. Здесь разрабатывалось множество экспериментальных технологий для нужд армии и народного хозяйства. Специалисты ЗиЛ помогали создавать новые заводы, а также активно менялись опытом с иностранцами. Сразу после войны штат завода превысил 100 тысяч рабочих, а на пике своей славы «Лихачев» выпускал по 200 тысяч грузовиков в год! На предприятии также делали технику специального назначения, автобусы, автомобили-седаны, вездеходы, грузовики и спецтехнику для нужд Советской Армии. В конце 1950-х годов производство автобусов отделили от материнского ЗиЛ. Так появился новый завод – ЛИАЗ. В 1970-е годы на ЗиЛ создаются новые модели двигателей, которые выводят завод на принципиально другой уровень.
Проблемы начались в 1980-е. |Фото: ok.ru.
Первые проблемы на предприятии начинаются в середине 1980-х годов. Сначала у ЗиЛ постоянно возникают сложности с разработкой и внедрением в производство новой модели двигателя. Затем завод все никак не может «родить» по самым разным причинам новую модель грузовика. К моменту крушения советской власти обрушивается и завод. Будучи вырванным из некогда единой союзной экономики, предприятие с его грузовиками быстро становится не у дел. Объемы производства стремительно снижаются, в том числе под давлением хлынувших из-за границы автомобилей. Руководство в свою очередь предпринимает крайне вялые попытки по поиску новых партнеров. Дальше заключения предварительных договоренностей дело не идет. Число работников стремительно падает, цеха закрываются.
Завод разрушили. |Фото: Twitter.
Очень часто приходится слышать о том, что советские заводы делали откровенную ерунду (чтобы не сказать грубее, «по-народному»). Объективно качество продукции многих советских предприятий в 1980-е годы действительно заметно просело. Вот только этот процесс падения качества, как и все остальное происходившее с 1986 года вызывает у людей интересующихся уйму вопросов. Нужно ли говорить о том, что в 1990-е годы легендарный ЗиЛ был так же «ловко» приватизирован новыми «эффективными менеджерами», которые, судя по всему, с самого начала не были заинтересованы в дальнейшем выживании предприятия.
Теперь здесь дома. ¦Фото: ya.ru.
На эту мысль наводит хотя бы местоположение российского и советского завода. Стоял он на очень дорогой земле фактически в центре Москвы. Большую часть быть может и не самого современного по меркам 1990-х годов, но все-таки дорогого и работающего оборудования ЗиЛ просто продали на металлолом. Цеха снесли, а на освободившемся месте после 2014 года стремительно построили многочисленные жилые комплексы.
Видео с нашего канала расскажет о том, куда пропали тысячи американских грузовиков, поставленных в СССР по Ленд-лизу:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 6 отечественных производителей мотоциклов, чьи детища ничуть не уступают зарубежным аналогам.