При выборе новой машины перед покупателем стает вопрос: а какой силовой агрегат выбрать. И часто выбор этот происходит на основе стереотипов. Мол, дизель тяговитый и экономный, а бензиновый мотор - более скоростной. Но так ли все просто? Давайте разбираться!
Итак, начать, пожалуй, стоит с разъяснения основных конструктивных различий между бензиновым и дизельным мотором. В бензиновом моторе с распределенным впрыском топливо впрыскивается во впускной коллектор, оттуда вместе с воздухом засасывается в цилиндр и на такте сжатия топливовоздушная смесь от искры воспламеняется. На более современных двигателях с системой непосредственного впрыска топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания и также воспламеняется от искры.
Основное отличие двух этих типов двигателей в процессе смесеобразования и воспламенения топливовоздушной смеси. | Фото: cool-answers.ru
В дизельных моторах топливо также подается непосредственно в камеру сгорания, но воспламеняется не от электрической свечи, а от температуры воздуха, нагретого в результате такта сжатия. В этом и заключается основное отличие дизельных моторов от бензиновых. Разные виды топлива и типы воспламенения требуют применения различных конструктивных решений. Давайте посмотрим, как эти отличия влияют на характеристики двигателей.
Надежность
Система Common-Rail на сегодня является самой распространенной системой топливоподачи дизельных двигателей. | Фото:i.ytimg.com/
Системы топливоподачи у современных дизелей бывает двух основных типов: Common Rail и система с насос-форсунками. Обе эти системы питания требовательны к качеству «солярки» и дороги в обслуживании. В этом плане бензиновый мотор с распределенным впрыском предпочтительнее, так как имеет более простое устройство, из-за чего его проще и дешевле обслуживать. Однако бензиновые двигатели с непосредственным впрыском уже не имеют такого преимущества перед дизелями, так как тоже требовательны к качеству бензина и дороги в обслуживании.
При выборе машины на вторичном рынке нужно иметь ввиду, что авто с дизельным двигателем могут иметь проблемы с топливной аппаратурой, а ее ремонт может вылезти «в копеечку». Бензиновых же моторов с непосредственным впрыском на вторичном рынке пока мало, но таких систем также стоит опасаться.
В новом же авто, как правило, надежней себя проявляет та система, которая лучше обслуживается и заправляется более качественным топливом. Ну а абсолютный лидер по надежности – это, конечно, бензиновые моторы с распределенным впрыском.
Еще одним важным моментом является то, что большинство современных дизелей оснащены турбиной. Это сложная и дорогая деталь. В современных бензиновых малообъемниках также частенько прибегают к ее помощи. И если дизели по своей характеристике могут быть довольно тяговитыми с низов, то бензиновые турбомоторчики нужно крутить. Из-за чего они все время работают с повышенной нагрузкой и уже их надежность оставляет желать лучшего. И опять-таки старомодные бензиновые атмосферники по своей надежности вне конкуренции.
Шум
Так сегодня может выглядеть дизельная машина. | Фото: quattrodaily.com
Дизельный двигатель всегда будет более шумный, чем бензиновый. Однако стоит отметить, что современные дизели даже на бюджетных машинах по этому показателю вплотную приблизились к своим «бензиновым собратьям». Если во время стоянки дизель еще может выдать себя легкой вибрацией, то вот на ходу поди отличи. Обновленные заряженные версии Audi S5 2019 года и вовсе пока доступны только с дизельными моторами. И там эти агрегаты звучат как надо. Машина-то быстрая, надо соответствовать.
Езда
Так выглядят полки крутящего момента дизеля (красная), старомодного бензинового атмосферника (фиолетовая) и современного литрового мотора ЭкоБуст. |Фото: lab-37.com
В вопросе ездовых характеристик стереотипы уже давно пора разрушить. Возвращаясь к Audi S5 - ведь в Ингольштадте далеко не дураки работают. И они оснастили заряженную версию своего купе дизельным мотором ведь не в ущерб самим себе. И кстати, что там за мотор. V6 объемом 3 литра мощностью 347 л.с. Главное его преимущество - традиционный для дизелей паровозный крутящий момент в 700 Н.м, который доступен уже с 2500 тысяч об/мин. Это все к чему. Сейчас мотористы научились настраивать дизели так, что они могут органично смотреться даже в спортивных авто. Однако это работает и в другую сторону. Современные бензиновые моторы могут иметь даже более широкую «полку» крутящего момента, чем солярочные агрегаты. В общем, в плане ездовых ощущений сегодня выбор между этими типами двигателей ни в коем случае нельзя сводить к стереотипам. Сегодня все зависит от того насколько удачен конкретный мотор. Хороший легковой дизель может везти так, что и некоторые бензиновые моторы позавидуют, а хорошо настроенный бензиновый агрегат вполне может порадовать «дизельной» тягой с самых низких оборотов.
Об экономичности: Еще один «ездовой момент» - расход топлива. Дизельные двигатели в среднем более эффективно расходуют топливо. Однако современные бензиновые моторы тоже научились быть экономными. Правда для этого их приходится делать очень маленькими и применять турбину, из-за чего такой агрегат выходит более нагруженным, что сказывается на сроке его службы. Поэтому скажем так: бензиновые моторы в вопросе экономии пока проигрывают дизелям. А те, которые не проигрывают в экономии, проигрывают в надежности. Так что в этом вопросе дизели все еще впереди, но разрыв стремительно сокращается.
Выводы
Так какой мотор лучше: дизель или бензин? Пожалуй, некорректно ставить вопрос таким образом. Сегодня моторостроение находится на таком уровне, что может выдать удивительно хороший мотор, вне зависимости от топлива, на котором он работает. Поэтому при выборе нужно опираться не на то, какой тип мотора под капотом, а на то, как он себя проявляет во время езды и эксплуатации. Что приводит нас к одному из главных правил выбора машины: не слушай никого, попробуй сам!
К слову о стереотипах читайте: 5 закоренелых мифов о подержанных авто, которые слишком мешают при выборе машины