За время существования автомата Калашникова возникло столько его модификаций, что в них поневоле можно запутаться. К тому же в нём постоянно что-то меняется, даже магазины к автомату претерпели большие изменения. И о большей части нюансов знают только интересующиеся вопросом военные и фанаты стрелкового оружия. Один из таких нюансов – грязно-оранжевый цвет магазинов.
Суровый металл
Автомат Калашникова, 1949 год./ Фото: waralbum.ru
Автомат Калашникова АК образца 1947 года – настоящий шедевр оружейного искусства. На расстоянии 100-200 метров он мог похвастаться вполне достойной результативностью стрельбы, был довольно прост в производстве, имел минимум деталей, к тому же имел высокую надёжность в полевых условиях. Разумеется, без недостатков не обошлось, да и какое стрелковое оружие их не имеет, но автомат можно было производить массово, огромными партиями, что само по себе уже пошло в плюс. В основном он военных устраивал, но был у АК большой минус – получился он увесистым. Масса пустого автомата составляла 3,8 килограмма, а каждый снаряжённый магазин добавлял ещё почти по килограмму, а бойцу магазинов полагалось четыре штуки. В итоге только основного вооружения приходилось нести на себе около восьми килограмм, что само по себе немало, даже если не приходилось бежать.
Изначальные гладкие магазины, АК 7,62х39/ Фото: guns.ru
Работа по облегчению автомата длилась долго и заняла немало времени. Совершенствовалась конструкция, уменьшался расход металла, использовались облегчённые сплавы. Как-то даже пытались делать АК из алюминия, но дальше экспериментов дело не пошло, а вот для отдельных деталей титановые и алюминиево-магниевые сплавы прижились. С магазинами была та же история: 430 грамм для пустого магазина оказалось много.
Усовершенствованные магазины с выштамповками./ Фото: guns.ru
Изначально они были гладкими и изготавливались из довольно толстой листовой стали, а с 1955 года конструкторы стали думать уже о том, как их сделать легче. Самым простым способом было уменьшить толщину стали, что в принципе и было сделано, а для усиления магазина на разные его части добавили выштамповки, к примеру, узнаваемые вертикальные линии. И поскольку на уме у создателей автомата была исключительно практичность, цвет для магазинов выбрали чёрный, как и для самого автомата в целом, но здесь тоже есть нюанс. С самого начала магазины красили при помощи воронения (оксидирования), но процесс этот объёмный и трудоёмкий, а посему его «упростили» до нанесения фосфат-лакового покрытия. То есть основой для него служило красящее вещество нигрозин и клей БФ-4. Впоследствии этот процесс стал массовым, основным и единственным способом покраски.
Алюминиевый магазин калибра 7,62./ Фото: allzip.org
Точно таким же способом пытались красить и алюминиевые магазины. Правда, продолжалось это недолго. Для «сверхлёгких» магазинов использовался дюраль марки АМг5, а выпускали их на Тульском заводе с 1960 года на серийной основе. От стальных они отличались выштамповками и наличием соответствующей маркировки, но цвет имели точно такой же – чёрный, как это можно было бы ожидать. Ведь алюминий не ржавеет, зачем его защищать дополнительно? Впрочем, в слишком большом количестве их всё равно не выпускали, алюминиевые магазины получились мягкими и ненадёжными.
Неидеальные магазины
АК-47./ Фото: 1zoom.ru
Как бы то ни было, но выигрыш с модернизированными магазинами оказался не очень большим, всего около 100 грамм. Возможно, если бы всё дело было только в массе, на этом бы эксперименты и остановились, но в использовании стальных магазинов был ещё один существенный недостаток – их прочность. Даже при большом желании их конструкцию невозможно было бы сделать более прочной без использования более толстой стали или хотя бы каких-нибудь рёбер жёсткости, потому как без подобных мер ситуация складывалась не очень хорошей. Даже в обычных условиях, не говоря уже о боевых действиях, солдаты могли ронять магазины, наступать на них и случайно ставить на них что-нибудь тяжёлое. Конечно, сломать их таким вот образом было сложно, всё-таки они были стальными, но вот повредить – запросто.
Магазин с патронами./ Фото: warball.ru
Даже если стальная конструкция не ломалась, то относительно легко сгибалась, а изменение геометрии в таком случае критично. Это значит, что патрон застрянет внутри и магазин заклинит. Самое же печальное, что боец такой дефект заметит исключительно во время стрельбы, то есть уже непосредственно в бою. А это то же самое, что лишиться жизни. Материал для изготовления магазинов нужно было менять, а поскольку алюминиевые сплавы забраковали, решили использовать пластик.
Материал для магазинов АК
Листовой бакелит./ Фото: media-amazon.com
Как бы это удивительно ни звучало, но материал, который впоследствии использовался для изготовления магазинов автомата Калашникова, получили совершенно случайно ещё в XIX веке. Это был учёный-химик Адольф фон Байер, он как раз экспериментировал с реакциями формальдегида и фенола. Как побочный результат своих экспериментов он получил очень странное вещество, которое потом не смог отчистить ни одним из имевшихся у него растворителей. Впоследствии этот состав назвали бакелитом, а пока что это были всего лишь отходы, безнадёжно запачкавшие химическое оборудование. Других же учёных, ознакомившихся с задокументированными работами, этот состав заинтересовал, и после долгих экспериментов в 1909 году они смогли получить синтетический реактопласт, то есть бакелит.
Радиоприёмник из бакелита./ Фото: baumak.ru
Впоследствии из него что только не делали, включая корпуса для оборудования и бытовой техники, предметы обихода и даже украшения. Бакелит был первым в мире пластиком массового производства и обладал целым рядом интересных качеств. Он был достаточно прочным, хорошо выдерживал ударные нагрузки, не подвергался воздействию воды и агрессивных реагентов, и к тому же имел приличную твёрдость. В России аналог этого материала изготовили в 1914 году, а в 1962 году из него стали делать магазины для автомата Калашникова.
Пластиковые магазины
Магазины АК 5,45х39 из бакелита./ Фото: collectorsfirearms.com
Перед металлом у бакелита было два серьёзных преимущества. Во-первых, он был легче, а во-вторых, если уж бакелитовый магазин всё-таки удавалось повредить, то он трескался и сразу же рассыпался на части. Конечно, приятного в этом было мало, но такой исход был более предпочтителен, чем обнаружить поломку, когда автомат перестанет стрелять в самый неподходящий момент. Причём магазины не пытались делать из обычного бакелита (в СССР – карболита), а использовали для этих целей композит из нескольких слоёв стеклоткани. Фактически это был аналог стеклопластика, но вместо полимерных смол использовался бакелит. Впоследствии эту технологию усовершенствовали и упростили, и магазины стали в буквальном смысле отливать из композита на основе коротких стеклянных волокон, но вместо устаревшего бакелита в ход шёл более современный и практичный капрон.
Пограничный АК-74./ Фото: forumotion.org
Любопытно, что именно в это время появились так называемые оранжевые магазины для автомата Калашникова. Причём их никто и никогда не красил, а оранжевый цвет – это результат экономии. В состав пластика решили не добавлять никакие красители, отсюда и естественный грязно-оранжевый цвет. Были и другие цвета: экспериментальные магазины для пограничников окрашивали в зелёный, а «сливовые» получились закрашиванием прозрачного полиамида.
Магазины для современного АК-12 создаются по тем же самым принципам, но вот к самому автомату много претензий. Военные считают его хуже старых моделей и предпочитают последние.