Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Ещё в 2019 году истребитель Су-57 поступил в серийное производство, а к концу 2020-го он поступил в эксплуатацию. Правда, на тот момент ему не хватало важной детали – высокопроизводительного двигателя, разработка которого ещё не была завершена. Теперь же, через четыре года, в рамках авиашоу в китайском Чжухае Россия продемонстрировала и сам истребитель, и новый серийный двигатель к нему.


Безмоторный

Истребители пятого поколения./ Фото: topwar.ru

Истребители пятого поколения./ Фото: topwar.ru


Чего только не говорили о перспективном истребителе поколения Су-57, но в основном нехорошего. Большая часть критиков не верила в возможности отечественного ВПК, а главными предметами споров стали базовые возможности применяемых технологий малозаметности, которые были намного ниже, чем у американских истребителей, а также отсутствие двигателей, соответствующих классу. Предполагается, что гипотетический истребитель пятого поколения, помимо всего прочего, должен быть невидим для радаров, а также иметь крейсерскую скорость больше скорости звука. В свою очередь, представленные широким массам прототипы не имели ни одного, ни другого.

Прототип Су-57 без технологий малозаметности./ Фото: vk.com

Прототип Су-57 без технологий малозаметности./ Фото: vk.com


Конечно, никто и никогда не устанавливал стандартов для истребителей пятого поколения, они как бы сложились сами собой, поэтому нет никаких официальных и даже полуофициальных определений такого рода самолётов. Тем не менее почему-то все предполагают, что они просто обязаны обладать развитыми технологиями малозаметности. Между тем темпы развития современных радиолокационных станций непрозрачно намекают, что в самое ближайшее время уже не сможет спрятаться от радаров. Уже сейчас «невидимость» самолётов плавно переросла в «малозаметность», а её эффективность стоит под большим вопросом. Именно поэтому в Су-57 Россия сделала акцент на двигателях, а не на технологиях малозаметности. Конечно, над ними тоже хорошо поработали, и на серийных самолётах, в отличие от прототипа, имеется поглощающее радиоволны покрытие. Конечно же, никаких данных о показателях нет, вся техническая информация носит закрытый характер.

Двигатели Су-57./ Фото: cont.ws

Двигатели Су-57./ Фото: cont.ws


По замыслу авторов этого проекта, российский истребитель пятого поколения был обязан быть быстрым и манёвренным, а значит, ему нужны мощные двигатели с регулируемым вектором тяги. Они находятся снаружи, а не спрятаны внутри корпуса, поэтому их отлично видят инфракрасные датчики, и ни о какой полной скрытности не может быть и речи. На этом фоне нет никакого смысла в использовании совершенных технологий малозаметности, зато вместо этого Россия решила использовать мощнейшие турбореактивные двигатели.

С большой тягой

«Старый» ТРД АЛ-41Ф1./ Фото: aviastat.ru

«Старый» ТРД АЛ-41Ф1./ Фото: aviastat.ru


На момент начала серийного производства двигателя, который планировалось установить на новейший истребитель, пока что не существовало, над ним велась работа, и до её завершения было далеко. Имеющийся в наличии, хоть и был новым, но по своим параметрам явно не дотягивал до требуемых кондиций. Главное требование – это большое тяговое усилие, которое позволит развивать большую скорость и маневрировать на ней, то есть самолёт, по сути, должен иметь скорость, превышающую скорость звука, причём не на форсаже, а в качестве крейсерской. То есть это должен быть обычный режим полёта.

Истребитель F-22A «Раптор»./ Фото: pinterest.com

Истребитель F-22A «Раптор»./ Фото: pinterest.com


Имевшийся двигатель АЛ-41Ф1 не мог обеспечить такой режим работы, с его тягой он уступал американскому F-22A «Раптор» и вряд ли смог бы его догнать. Конечно, Су-57 с таким двигателем вполне мог справиться с задачами для других истребителей, но основным качеством, необходимым пятому поколению, он не обладал. Несмотря на заявления официальных лиц о продолжающейся работе над «Изделием 30», предназначенных для этого проекта, широкая общественность им не верила и продолжала критиковать истребитель, который уже некоторое время успешно используется в боевых действиях. По крайней мере, критиковали до недавнего времени, пока двигатель официально не представили на авиашоу Airshow China 2024.

Новый двигатель АЛ-51Ф1./ Фото: russiapost.su

Новый двигатель АЛ-51Ф1./ Фото: russiapost.su


Первым представленным экспонатом на этой выставке стал истребитель Су-57, но только прототип, а не серийная модель. Вторым же – непосредственно двигатель АЛ-51Ф1. Самое же интересное, что он представлял собой не выставочный макет, а полностью рабочую серийную версию. По крайней мере, так заявили представители российской делегации, а поскольку те активно представляли свой товар на международном рынке, не доверять этой информации нет никаких оснований.

Airshow China 2024./ Фото: topwar.ru

Airshow China 2024./ Фото: topwar.ru


Бывшее «Изделие 30», а теперь двигатель АЛ-51Ф1, может развивать тяговое усилие 11 000 кгс и 18 000 кгс без использования форсажа и с форсажем. Что самое важное, согласно предоставленной информации, с этим двигателем Су-57 может поддерживать крейсерскую сверхзвуковую скорость без использования форсажа. И это является большим достижением. К примеру, американское так называемое «пятое поколение», тот самый F-35, широко разрекламированный по всему миру, может летать на сверхзвуке без форсажа лишь короткое время.

Су-57./ Фото: topwar.ru

Су-57./ Фото: topwar.ru


Согласно некоторым источникам, серийное производство истребителей пятого поколения Су-57, которое сейчас идёт полным ходом, будет переориентировано на установку новых двигателей АЛ-51Ф1. То есть выпускаемый истребитель вполне можно будет назвать полноценным пятым поколением.

На текущий момент Су-57 является самым совершенным российским истребителем, который даже без новых и более мощных двигателей успел показать свои возможности на поле боя.


Обратите внимание:







1840
22.11.2024 16:06
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё