Традиционно казаки в обывательском сознании ассоциируются с двумя территориями: Украиной и Россией. Однако в действительности казачество – это невероятно широкое общественно-экономическое и культурное явление. Встречались казаки едва ли не повсеместно на территории Восточной Европы, а также в некоторых регионах Азии. В разные времена в данное сословие входили представители самых разных этносов. Русские и украинцы – хрестоматийные, но не единственные представители «свободных». Поляки, белорусы, словаки, греки, осетины, казахи и татары, башкиры и даже буряты. Список далеко не полный. Чего уж там, в XV-XVI веках в казаки уходили даже итальянцы… (жившие в Крыму).
Скорее всего славянский чуб - это интерпретация тюркской прически айдар. |Фото: seminar-beauty.ru.
Чуб он же чубок, вихор, чубец или оселедец (есть и другие производные названия) является наиболее узнаваемой казачьей прической в народном сознании. Ношение чуда практиковалось преимущественно украинскими запорожскими казаками. По всей видимости представители сословия «свободных» восприняли и переняли данную прическу где-то в XVI столетии. Однако, к этому моменту в землях славян чуб был известен уже не одно столетие. Если верить византийским летописцам, то нечто подобное на голове носил еще князь новгородский и великий киевский Святослав Игоревич в X веке (сын княгини Ольги и отец Владимира Великого, крестителя Руси).
Есть заметно отличная от нуля вероятность, что нечто подобное на голове носил еще Святослав Игоревич, отец Владимира Крестителя. |Фото: stylishbag.ru
По всей видимости на Русь чуб пришел из степи. Скорее всего данная прическа является творческой адаптацией традиционной мужской стрижки тюркских народов – айдар. Собственно, название айдар также применяется по отношению к казачьему чубу, что может подтверждать родство этих причесок. Среди представителей народов Великой степени заплетать айдар на голове имели право только воины. Славяне в свою очередь переняли и несколько упростили прическу в результате постоянных контактов со жителями степи, вероятнее всего у хазар или печенегов.
Среди запорожцев прическа стала популярна в XVI веке. |Фото: culture.ru.
Как воинская прическа чуб был популярен не только среди украинского казачества. В XVI-XVII веках нечто подобное носили на голове и представители польской шляхты. Прическа считалась так называемой «сарматской модой». В те времена среди польской шляхты была популярна легенда о том, что происходит она от древних степных наездников из народа сарматов. Как выглядели настоящие сарматы тогдашние поляки конечно же не имели ни малейшего понятия, зато активно фантазировали и придумывали «всякое» трактуя опыт собственных встреч с татарами и тюрками на фронтире государства. Собственно, из-за того что между X-XI и XVI веками чуб среди славян (по всей видимости) практически не использовался, ряд исследователей полагает, что уже в Новое время украинские казаки переняли айдар не у жителей степи, а у поляков к которым нередко нанимались на воинскую службу. Впрочем, проникновение моды могло быть и двухсторонним…
Чуб свидетельствует в первую очередь о социальном статусе. |Фото: ok.ru.
Какого-то тайного смысла в чубе за исключением вопроса гигиены – нет. Выбритая голова с оставленным локоном волос доставляет куда меньше хлопот, чем не стриженная вовсе голова. При этом чуб выглядит по-своему красиво, необычно, экзотично и даже агрессивно. Прическа выступает маркером социального статуса и работает по принципу «свой-чужой». Как и среди тюрков, среди славян носить айдар позволялось только воинам. Причем среди запорожских казаков отпускать оселедец разрешалось только наиболее опытным. Молодые должны были до поры до времени стричься или вовсе налысо, или под горшок. Таким образом чубец выступал еще и чем-то вроде армейских погон.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему полезно посидеть на дорожку, и другие народные приметы, которые не лишены логики.